Билет 1

1.1. Арх-ра Мск 1-ой четверти 18 века (арх. И.Зарудный, М.Фонтана). 

1699 – дерев Мск постиг «великий» пожар, уничтоживший часть столицы в пределах Белого города.

1701 – указ, запрещавший дерев строения на месте погорелых. Имущим строить каменные дома, неимущим – мазанковые (был построен образец).

1704 – указ – в Кремле, Китай-городе строить «по чертежу арх-ра» не посередине двора, а вдоль улиц «по линиям».

1712 – требование распространилось на Белый город.

Застройка Мск дерев домами велась еще много десятилетий.

Формальное худ сближение арх-ры каменных зданий Мск с зап-европ зодчеством (началось с конца 17в: Старый Монетный двор 1697; ц. Успения на Покрове 1695-1699) в начале 18в. стало заметным – отечеств зодчие знали ордерную тектонич систему, могли сочетать ордерные и иные элементы, заимствованные из арх-ры запад-европ стран с рус традиционными приемами.

Пример сочетания – Лефортовский дворец в Немецкой слободе (мск арх. Аксамитов). После кончины владельца Лефорта (1699) Петр 1 подарил дворец Меньшикову (расширил М.Д.Фонтана, позже работавшего в Петербурге). Фасады расчленены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордера; по сторонам въездной арки ритм меняется, формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система – замкнутое каре (на Руси д/торг дворов).

Нач 18в. – ордерная система – обычный декор прием д/придания нарядности. Проникновение в арх-строит среду западных теор трактатов. 1709 – трактат итал арх. Виньолы «Правило 5 ордеров арх-ры» с комментариями Фонтана.

Декор истолкование класич ордера – худ решение главного въезда во двор Арсенала (1702-1736) в Кремле. Трансформация ордеров в сочетании с обилием декор рельефных деталей, валют - в композиции обрамления надвратного окна.

Ц. Архангела Гавриила – Меньшикова башня (1701-1707) арх. Ив.Петр.Зарудный. ярко выраженные черты борокко, использование приемов и форм западно-европ арх-ры: модифицированных ордеров, декор валют, изогнутых, криволинейных карнизов, статуарной и рельефной скульптуры. Национ рус тип церкви «под колоколы». Многоярусная башня с изменяющимися по форме и убывающими по размерам сечениями ярусов была завершена высоким шпилем (сгорел 1723). 1830-е – нынешнее завершение. Интерьер богато украшен кариатидами с корзинами цветов, амурами в гирляндах на сводах. Убранство придает церкви светский хар-р (дух пертовских преобразований в культурной и идеологич жизни России). Несущая часть объемов церкви разработана с прим-ем большого ордера, с кот сочетаются элегантные композиции у входов из 2 легких колонн коринфского ордера, поддержив декор-но разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер в здании – тектоникакомпозиции. Изначальный силуэт колокольни со шпилем может быть способствовал появлению колокольни со шпилем Петропавловского собора в Петербурге.

Ив.Петр.Зарудный : Деревянные (несохран) Триумфальные ворота в Мск в честь Полтавской победы 1709 и ворота в ознаменовании Ништадтского мира 1721. Представление об воротах дают 2 сохр резных иконостаса (моск резчики). 1 из них в Преображенском соборе (1716-1719) в Таллине, 2 – в Петропавловском соборе (1722-1727) – в СПб. Петр 1 рассматривал иконостас в столич соборе как триумф. сооружение, утверждающее величие России. Иконостасы – типичные произ-ия стиля барокко.

Сочетание традиц рус объемно-пространственной композиции с элементами нового стиля – ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1713) арх. Зарудный. Подобное сочетание форм у палат Аверкия Кириллова.

1.2. Творчество Джакомо Кваренги (1744-1817).

Родился на севере Италии. В Петербург приехал в 1779.

Первые постройки в паладианском стиле: Английский дворец в Петергофе (1781-1794; разрушен в 1940-х), Эрмитажный театр (1783-1787), здание Академии Наук (1783-1789) в Петербурге.

В творениях Кваренги конца 18в воплощены черты строго классицизма. С начала 19в в его произ-ях проявляются особенности высокого классицизма. Это сказывается в ансамблевом решении и обогащении фасадов скульптурным  и декор убранством (Смольный институт, Александровский дворец).

Пример усадьбы палладианского типа явл дача Безбородко на Неве в петербурге, перестроенная Кваренги в 1783-1788. Создал в ней раскрытый к Неве парадный двор, обрамленный дугообразными колонными галереями и фланкированный служебными павильонами.

Эрмитажный театр (1783-1787) находится на Дворцовой набережной, 32, «в линию» со зданием Эрмитажей и Зимним дворцом. Похватил отметки гориз членений существовавших сооружений. В Театральном зале места для зрителей расположены, как в античных театрах. Композиция театра навеяна образом театра «Олимпико» Палладио.

Здание Академии Наук (1783-1789) на берегу Невы (Университетская наб, 5) отличается монументальной простотой и ясностью композиции, основанной на противопоставлении 8-колонного портика ионич ордера гладким крыльям фасада, прорезанного мерно чередующимися окнами.

Здание Ассигнационного банка (1783-1790) на Садовой, 21. большой дугообразный 2-этажный корпус с камерами для хранения казны и кордегардиями по концам. Дуга корпуса стянута колонными галереями, соединяющимися с административным 3-этажным зданием с высоким 6-колонным портиком коринфского ордера, подчеркивающим гл ось курдонера, отделенного от Садовой ул. худ оградой. В 1967 – в центре курдонера установлен бюст Кваренги – 1 памятник в России, воздвигнутый в честь арх-ра.

Сооружение, повлиявшее на рх облик центра Петербурга – Конногвардейский манеж (1804-1807) с 8-колонным дорическим портиком на торце. Портик был рассчитан на замыкание далекой перспективы вдоль Адмиралтейского проспекта.

Здание Смольного института (1806-1808) рядом со Смольным монастырем (институт благородных девиц). Широкий курдонер охвачен 3-этажным п-образным зданием с великолепным 8-колонным портиком, поднятым на аркаду цокольного этажа. Арх-ра фасадов с замковыми масками и обрамлениями оконных проемов способствует репрезентативности здания.

1803-1805 в усадьбе Аничкова дворца после перехода его в собственность «Кабинета его величества» был построен большой корпус, выходящий на Невский пр и набережную Фонтанки. Фасады декорировал трехчетвертными ионическими колоннами с дорическим антаблементом, объединявшими оба этажа, проезд во двор со стороны Фонтанки оформил в виде колоннады. Позднее здание расширялось.

Александровский дворец в Царском Селе (Пушкин) 1792-1796. органическое сочетание с парковой средой. Арх-ра дворца проста, эффектная открытая колоннада, отделяющая небольшой двор от парка.

Здание Старого Гостиного двора (1790-1805) Китай-город в Москве, занимающее целый квартал. Красивая и рациональная организация квартала, охваченного ритмично чередующимися арками и коринфскими полуколоннадами большого ордера.

Графический документ – план Екатерининского парка в Царском Селе – свидетельство, каким он был на рубеже 18-19вв, с обозначением павильонов и парковых худ строений в нем.

1814 – при въезде в Петербург у Нарвской заставы Кваренги соорудил Триумфальные ворота для встречи героич рус войск, освободивших Европу от тирании Наполеона.

 

Билет 2              

2.1. Петровское барокко, его характеристика и основные постройки в Петербурге.

16(27) мая 1703 заложили по чертежу Петра 1 и Ламберта Петропавловскую крепость – день основания Санкт-Петербурга. В новую столицу были приглашены в 1710: итал Микетти, Киавери, Расстрели с сыном Франческо Бартоломео; фран Леблон; немцы Матарнови, Шедель, Шлютер, Швертфегер; голлан Г. Ван Болес.Петровские пенсионеры, ставшие круп зодчими: Ив Коробов, Ив Мордвинов, Ив Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов. Арх-ра имела общие худ черты, определявшие арх стиль – русское барокко первой трети 18в или петровское барокко.Влияние 2 факторов: 1 – воздействие рус многовековых традиций, носителя и проводниками кот были исполнители замыслов – плотники, каменщики, штукатуры, лепщики; 2 – роль заказчиков, Петра 1, кот рассматривал все проектные предложения арх-ров, отвергая те, кот не соотв облику столицы или вносил изменения. По его инициативе разрабатывались ген планы Пет. Сохран его рисунки и указания по планировке перка в Петергофе, схематичные планы Петропавловской крепости и Адмиралтейства.Худ общность объясняется особен стр мат-в. Дома строились мазанкового типа (раскрашив «под кирпич») и кирпичные, отштукатуривались и красились в 2 цвета (стены – красные, светло-коричневые или зеленые, детали – белые).В это время – политика меркантилизма – экономия – из-за затянувш Сев войны. Расходы на декоратив-ть в арх убранстве не поощрялись, что определило простоту бол-ва построек. В такой политике в арх-ре были заинтересованы частные застройщики. здание Двенадцати коллегий 1721-1733 Трезини на Васильевском острове. Обращен торцом к Неве, расчленено на 12 один смежных объемов, по числу коллегий; каждый из них был перекрыт самост крышей и украшался декор франтоном по центру секции. 2 крайних фронтона отличались от остал по рис и замыкали собой здание с обеих сторон. Ритмичная повторность объемов и строгое ордерное построение фасада, пилястры, объединяющие 2 верхних этажа над первоначально открытой, впоследствии застекленной галереей, охватывающей 1 этаж. Петропавловский собор (12-33) Колокольня увенчана выс  золоченым шпилем и флюгером в виде ангела 122,5м – вертик. доминанта в панораме Невы и города. Построен на месте деревянной церкви. Это удлиненное с зап на восток прямоугольн здание, внутрен про-во кот мощные пилоны расчленяют на 3 почти = и = по высоте (16м) пролета. Такой тип культовых зданий – зальный. Внешн арх облик собора формируют ритмично расположен раскрепованные пилястры бол ордера. На колокольне их характер меняется в соответствии с ур-м яруса. Колокольня покрыта позолочен сомкнутым сводом, несущим фонарик, кот служит основанием шпиля. Волюты в виде контрофорсов на 2 ярусах колокольни, возвыш на западном фасаде, создают силуэт сооружения (первоначально h=112м). высота шпиля увелич на 10м = 48,5м в 1858 (Журавский заменил деревян конструкцию шпиля железной в виде пространств жесткой системы)Световой барабан с куполом на осно объеме сдвинут к востоку, чтобы в подкупольном пространстве могла поместиться верх часть иконостаса. Деревянный резной позолочен иконостас в стиле барокко (моск мастера под рук Зарудного в 1722-1727). создан Трезини. здание Кунсткамеры – 1 в России музея, библиотеки. Матарнови, Гербель, Киавери, Земцов.18-34. 2 крыла 3-этажного здания на цокольном этаже объедин 4-ярусная башня, нижний объем кот имеет в плане сложную конфигурацию, что делает стройным ее силуэт. Рустованные углы ризалитом и переломов стен башни в сочетании с 2-цветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни проявляется традиц  ступенчатых многоярусных строений Москвы конца 17в. 1714-1723 – у самого залива Петергофа Браунштейн, Леблон, Микетти выстроили небол дворец, сост из неск мал пом-й для Петра 1 и большого во всю ширину здания парадного зала. 1-этажный кирпичный дворец, «Монплезир», раскрыт бол окнами к морю и саду, длинными светлыми коридорами он соединен с квадратными входными павильонами – люстгаузами. 3-частная композиция Монплезира – «триптих»: восточный люстгауз – основной объем дворца – запад люстгауз – 1 пример 3-частной объемно-пространств комп-ии.

2.2. Творчество архитектора Росси Карла Ивановича (1775-1849).

Родился в России. Как зодчий формировался в духе арх-ры классицизма конца 18в. 18-22 создал на Елагином острове дворцово-парковый ансамбль. Перестроил обветшавший дворец Елагина (Кваренги), выстроил здания служб и парковые павильоны. Дворцу и служебным постройкам придал парадный вид, используя оригин композицион приемы, колоннады, декор скульптуру. 1816 – назначен 1 из 4 гл арх-ров Комитета для строений и гидравлическим работ и до 32 участвовал в формир-ии основн арх ансамблей центра Петерб.Реконстр-ия части города, примык к Михайловскому замку, осуществлен в связи с постройкой дворца . В 1819 нач стр-во на незастроенном участке Третьего Летнего сада м-у р.Мойкой и Невским.Огромный (100х40м) парадный корпус дворца – торжествен здание с выс цокольным этажом и коринфскими колоннадами, формирующ 8-колонный фронтонный портик с полуколоннами на гл фасаде, обращенном  к Марсову полю. Лоджия соответств портику Павловских казарм (Стасов). Дворцовый корпус с парадным двором фланкирован низкими служебными флигелями с внутрен дворами. Парадный двор отделен от улицы и спланированной зодчим прямоугольной городской пл-ди со сквером чугунной оградой, выполнен по его рисункам. Со стороны Невского пр по оси дворца проложена короткая улица.Застройка пл-ди, названной по наименованию дворца Михайловской (пл.Искусств), и одноименной улицы (Бродского) была задумана России в едином стиле простых арх форм. В пейзажном саду, раскинувшемся у дворца со стороны р.Мойки, Росси расположил  на ее берегу нарядный павильон пристань (1825)В 1828 началось создание ансамбля, ориентиров на Невский проспект. В глубине Театральной пл-ди (Островского), раскрытой на проспект, он расположил здание Александринского театра, за кот по оси театра и пл-ди проложил улицу (Зодчего Росси) с административн зданиями с торговыми галереями на 1 этаже. Улица завершается многоугольной пл-дью (Ломоносова), раскрытой к Чернышеву мосту (Ломоносова) на р.Фонтанке. Пл-дь – узел пересечения неско транспортных направлений.Гл ось театрального ансамбля, пересекая Невский пр, совпадает с осью Малой Садовой ул и замыкается декор фасадом, формирующим фронт симметричной застройки большей стороны Манежной пл-ди, созданной перед россиевским торцевым фасадом Михайловского манежа (Зимний стадион).Формирование Театральной пл-ди началось с постройки павильона (1816-1818) в ограде сада Аничкова дворца. Позднее строился нов корпус Публичной библиотеки, пристроен к старому зданию и развернутый гл фасадом с колоннами и статуями в интерколумниях в сторону пл-ди. Оси павильонов совпадают с осями ризалитов библиотечного корпуса, фиксируя второстепенную поперечную ось пл-ди. Ансамбль создавался 1828-1832.Ценрт здание ансамбля – Александринский театр обращен в сторону пл-ди глубокой многоколон лоджией. Бок фасады подчеркнуты 8-колонными портиками, сквозные галереи кот позволяют обогнуть здание и выйти на Театральную (ул.Зодчего Росси) улицу, перспективу кот замыкает на всю ширину задний плоский, декор фасад театра. Основное декор здания  – выразительный скульптурный фриз с античными театр масками и гирляндами лавровых ветвей в уровне коринфских капителей, статуи муз в нишах на торцевых фасадах и квадрига Аполлона на аттике гл фасада.Александринский театр был построен по самой соверш для своего времени многоярусной системе лож, с амфитеатром и партером. Отделка зрит зала с резным орнаментом, позолотой, росписью, цветной обивкой дополн перспективн живописным плафоном. (+конструкции)Часть ансамбля – нов здан Публичной библиотеки. Его фасад укр боль по протяженности, но неглубокая лоджия с колоннами ионич ордера, поставленными почти вплотную к стене. Статиу м-у колоннами изображают античных мудрецов и писателей. Аттик увенчан фигурой Афины. Одинаковые фасады админ зданий по сторонам Театральной ул отличаются широким ритмом сдвоенных трехчетвертных колонн на аркадах предполагавшихся здесь торговых рядов. Подчеркнутая ритмичность параллельных зданий усиливает эффект восприятия перспективы улицы (длиной 220м). благодаря уравновешенным пропорциям сечения улицы (ширина 22м, высота зданий ~20м) создается впечатление, что это протяженный зал под открытым небом.Указом 1819 нач созд композицию из 2 зданий для Главного штаба и минестерства. Объединил 2 расположен по дуге здания триумфальной аркой, к оформила въезд на пл-дь с Бол морской (Герцена) ул, идущей от Невского пр и замкнула дугообразный контур пл-ди, ориентированной на Зимний дв. Облик нов зданий на пл-ди, соедин  аркой задуман в формах высокого классицизма. Выделение 1 этажа, одинаковая высота зданий и = расстояния м-у колоннами, пилястрами или осями окон – гармония разностилевой арх-ры. Протяженные здания Гл штаба и 2-х минестерст (финансов и иностр дел), формир дугообразную застройку, соедин системой арок, из кот 2 под углом друг другу переброшены над Бол Морской ул, замыкая ее перспективу со сторону Невского пр и оформляя поворот на гл композиционную ось пл-ди. Третья арка, увенчан колесницей Славы, образует триумфальный выход на пл-дь. Такое решение приобрело гл значение в ансамбле Дворцовой пл-ди.Со скул Пименовым, Демут-Малиновским создал арх произ-ие, украшенное барельефами и статуями. Коринфские колонны на высоком цоколе – по 2 с каждой стороны арки – придают комп центр части здания четкость и стройность. Трехчетвертные колонны по сторонам образуют переход от рельефно-выразительного центра к спокойным и строгим дугообразным фасадам. Создание ансамбля Сенатской пл-ди (пл.Декабристов) нач с конкурса на разработку проекта зданий Сетана и Синода на месте прежней застройки. Лучший проект Росси. Спроектированные в формах, напоминающих Адмиралтейство, здания Сетана и Синода более пышны и торжественны, чем зап фасад Адмиралтейства. Гл акценты на их протяженных фасадах сочетаются с 3 ризалитами противостоящего адмиралт фасада. Росси возвел колоннаду на повороте гл фасада здания синода к набережной Невы.Сооружение зданий (1829-1834). Скульптурное убранство – Демут-Малиновский, Пименовы, Свинцов, Соколов, Леппе, Устинов, Токарев.

 

Билет 3

3.1 Формирование ансамбля центральных пл-дей Петербурга в первой трети 19в.

Реконстр-ия части города, примык к Михайловскому замку, осуществлен в связи с постройкой дворца . В 1819 нач стр-во на незастроенном участке Третьего Летнего сада м-у р.Мойкой и Невским.Огромный (100х40м) парадный корпус дворца – торжествен здание с выс цокольным этажом и коринфскими колоннадами, формирующ 8-колонный фронтонный портик с полуколоннами на гл фасаде, обращенном  к Марсову полю. Лоджия соответств портику Павловских казарм (Стасов). Дворцовый корпус с парадным двором фланкирован низкими служебными флигелями с внутрен дворами. Парадный двор отделен от улицы и спланированной зодчим прямоугольной городской пл-ди со сквером чугунной оградой, выполнен по его рисункам. Со стороны Невского пр по оси дворца проложена короткая улица.Застройка пл-ди, названной по наименованию дворца Михайловской (пл.Искусств), и одноименной улицы (Бродского) была задумана России в едином стиле простых арх форм. В пейзажном саду, раскинувшемся у дворца со стороны р.Мойки, Росси расположил  на ее берегу нарядный павильон пристань (1825)В 1828 началось создание ансамбля, ориентиров на Невский проспект. В глубине Театральной пл-ди (Островского), раскрытой на проспект, он расположил здание Александринского театра, за кот по оси театра и пл-ди проложил улицу (Зодчего Росси) с административн зданиями с торговыми галереями на 1 этаже. Улица завершается многоугольной пл-дью (Ломоносова), раскрытой к Чернышеву мосту (Ломоносова) на р.Фонтанке. Пл-дь – узел пересечения неско транспортных направлений.Гл ось театрального ансамбля, пересекая Невский пр, совпадает с осью Малой Садовой ул и замыкается декор фасадом, формирующим фронт симметричной застройки большей стороны Манежной пл-ди, созданной перед россиевским торцевым фасадом Михайловского манежа (Зимний стадион).Формирование Театральной пл-ди началось с постройки павильона (1816-1818) в ограде сада Аничкова дворца. Позднее строился нов корпус Публичной библиотеки, пристроен к старому зданию и развернутый гл фасадом с колоннами и статуями в интерколумниях в сторону пл-ди. Оси павильонов совпадают с осями ризалитов библиотечного корпуса, фиксируя второстепенную поперечную ось пл-ди. Ансамбль создавался 1828-1832.Ценрт здание ансамбля – Александринский театр обращен в сторону пл-ди глубокой многоколон лоджией. Бок фасады подчеркнуты 8-колонными портиками, сквозные галереи кот позволяют обогнуть здание и выйти на Театральную (ул.Зодчего Росси) улицу, перспективу кот замыкает на всю ширину задний плоский, декор фасад театра. Основное декор здания  – выразительный скульптурный фриз с античными театр масками и гирляндами лавровых ветвей в уровне коринфских капителей, статуи муз в нишах на торцевых фасадах и квадрига Аполлона на аттике гл фасада. Часть ансамбля – нов здан Публичной библиотеки. Его фасад укр боль по протяженности, но неглубокая лоджия с колоннами ионич ордера, поставленными почти вплотную к стене. Статиу м-у колоннами изображают античных мудрецов и писателей. Аттик увенчан фигурой Афины. Одинаковые фасады админ зданий по сторонам Театральной ул отличаются широким ритмом сдвоенных трехчетвертных колонн на аркадах предполагавшихся здесь торговых рядов. Подчеркнутая ритмичность параллельных зданий усиливает эффект восприятия перспективы улицы (длиной 220м). благодаря уравновешенным пропорциям сечения улицы (ширина 22м, высота зданий ~20м) создается впечатление, что это протяженный зал под открытым небом.Указом 1819 нач созд композицию из 2 зданий для Главного штаба и минестерства. Объединил 2 расположен по дуге здания триумфальной аркой, к оформила въезд на пл-дь с Бол морской (Герцена) ул, идущей от Невского пр и замкнула дугообразный контур пл-ди, ориентированной на Зимний дв. Облик нов зданий на пл-ди, соедин  аркой задуман в формах высокого классицизма. Выделение 1 этажа, одинаковая высота зданий и = расстояния м-у колоннами, пилястрами или осями окон – гармония разностилевой арх-ры. Протяженные здания Гл штаба и 2-х минестерст (финансов и иностр дел), формир дугообразную застройку, соедин системой арок, из кот 2 под углом друг другу переброшены над Бол Морской ул, замыкая ее перспективу со сторону Невского пр и оформляя поворот на гл композиционную ось пл-ди. Третья арка, увенчан колесницей Славы, образует триумфальный выход на пл-дь. Такое решение приобрело гл значение в ансамбле Дворцовой пл-ди.Со скул Пименовым, Демут-Малиновским создал арх произ-ие, украшенное барельефами и статуями. Коринфские колонны на высоком цоколе – по 2 с каждой стороны арки – придают комп центр части здания четкость и стройность. Трехчетвертные колонны по сторонам образуют переход от рельефно-выразительного центра к спокойным и строгим дугообразным фасадам. Создание ансамбля Сенатской пл-ди (пл.Декабристов) нач с конкурса на разработку проекта зданий Сетана и Синода на месте прежней застройки. Лучший проект Росси. Спроектированные в формах, напоминающих Адмиралтейство, здания Сетана и Синода более пышны и торжественны, чем зап фасад Адмиралтейства. Гл акценты на их протяженных фасадах сочетаются с 3 ризалитами противостоящего адмиралт фасада. Росси возвел колоннаду на повороте гл фасада здания синода к набережной Невы.Сооружение зданий (1829-1834). Скульптурное убранство – Демут-Малиновский, Пименовы, Свинцов, Соколов, Леппе, Устинов, Токарев.

3.2 М.Ф.Казаков(1738-1812).

 в арх школе Ухтомского в Мск. работал в Твери, 7 лет в команде Баженова (Бол.Кремлевский дворец).

Петровский дворец на Петербургской дороге гл зданием усадебного ансамбля с замкнутым курдонером и большим хоз двором, заключенным в периметр  глухих стен ограды со сторожевыми башенками крепостного хар-ра на углах. Выделяющийся в ансамбле основной объем дворца включает в себя центр Круглый зал, купольное пространство кот способствует образованию силуэтной объемной композиции. Огромное здание Сената в Московском Кремле.  Формой участка предопределена треугольная конфигурация здания с 3 замкнутыми дворами, вписан в общ компо равнобедрен треугольника. На гл оси в вершине треугольника размещен  Круглый купольный зал, явл пространственным комп центром здания. Дворы образованы  соединенными корпусами, как бы отсекающими углы треугольного в плане здания. С параллельными лестницами в углах все помещения связаны светлыми коридорами, охватывающ внутр периметр здания по контурам дворов.1 этаж на подвале выделен в виде рустованного цоколя, на кот 2 этажа, объединен широкими лопатками. Слегка выражен ризолиты углов подчеркнуты дорич пилястрами. Центр фасада, обращен к Сенатской площади, акцентирован 4-колонным пристенным фронтонным портиком ионического ордера и возвышающимся плоским куполом над 2-светным залом. Входы на парадные лестницы на срезанных углах здания вписаны в арочные лоджии на высоту верхних этажей. Объем Круглого зала – ротонды, расположенные в глубине 5-угольного двора, охвачен дорическими колоннами, внутри – коринфской колоннадой. Действие массы и распора кирпичного сферического купола (D=24,7м) погашается кольцевой с утолщениями стеной и наружными колоннадами. Зрительно кажется , что кессонированный купол покоится на внутренней круговой колоннаде, поддержив лишь обходную галерею у основ купола. Высота зала под куполом 27м. освещен 3 ярусами окон и украшен аллегорическими барельефами с надписями (по рис.Казакова). церковь Филиппа Митрополита (1777-1788) на второй Мещанской ул. в Москве. классич круглая композиция применит к православному храму. Церковь с 2 примыкающими к нему 4-колонными иоинич портиками на половину высоты осн объема и с высокой прямоугольной апсидой. Ступенчатая структура арх образа достигнута за счет того, что барабан (тамбур), несущий купол, увенчанный звонницей в виде легкого павильона с крестом, опирается на внутр кольцо колонн. Ионич ордер  внутрен колоннады не каноничен; в нем в дорич характере разработан антаблемент с модифицированными во фризе мутулами. Античн система ротонды с внутр кольцом ионич колонн в церкви Голицынской больницы в Москве (1796-1801). Расположена на гл оси П-образного здания, раскрытого широким курдонером на транспортную магистраль. Ротонда купола покрыта 2 оболочками: внешней и внутренней. Межкупольное пространство освещено сквозь люнеты, расположенные в основ внешн купола. Живопись на куполе воспринимается  снизу сквозь круглое отверстие (d=4,5м) в зените внутрен кесониров купола. Церковный зал окружен иоинич колоннадой. Внеш вид здания больницы прост, выразительность фасадов – пропорции и строгий ритм окон, кот. разрывается купольным с 2 колоколенками объемом церкви. Фасад ее отмечен 6-колонным фронтонным портиком на цокольном этаже. больничные палаты группируются по сторонам продольного коридора, церковный зал на оси здания, связанный с вестибюлем, разделяет здание на 2 части – 2 отделения – для женщин и мужчин.4-этажное здание Университета на Моховой ул. (86-93). На Моховую ул здание раскрывается глубоким курдонером, охваченным выступающими крыльями. Гл. ось подчеркнута 8-колонным портиком на высоком цоколе и  плоским куполом, перекрывающим актовый зал в виде полуратонды. Торцы крыльев обогащены 4-колонными пилястровыми портиками с фронтонами. Дом Благородного собрания (Пушкинская ул).особняк моск генерал-губернатора Долгорукова в Охотном ряду. Перестройку дома поручили Казаковы, он применил анфиладную систему расположения парадных залов. На месте внутреннего двора на уровне 2 этажа – бол зал (24,8х3,5м, высота 14,5 м) в виде многоколон (10х6) перистиля с широким обходом за колоннадами1775 – утверждение нового ген плана Москвы, частная жилая застройка. 2 объемно-планировочных типа композиции городских усадеб: 1 – жилой дом и флигели по красной линии улицы – 3-частная система, формирующая фронт застройки (усадьба Губина (после 1793).; 2 – жилая усадьба с открытым  парадным двором-курдонером, охваченным крыльями дома или флигелями – палладианская планировочная схема (дом Барышникова на Мясницкой ул, 1797-1802. работал еще Твери, в 1790-х участвовал в детальной разработке частей плана Москвы, занимался составлением «фасадических планов». 1780-е – возглавил при Кремлевской экспедиции школу, принятую им от Баженова. 1792 – предложил открыть при арх школе строит училище каменных, плотничных, столярных мастеров.1805 – школа превращена в Арх училище.

 

Билет 4              

4.1. Первый Генеральный план Петербурга.  

Важнейш зн-ие для развития градостроит принципов рус арх-ре имел проект планировки Васильевского острова, исполн Трезини в 1715. Геометрич правильная планировка с взаимно перпендикул направлением улиц и каналов. До конца проект не осущ, осталась планировка Васильевского острова с параллельными линиями. Земля, извлеченная при рытье каналов, должна была увеличить высоту низкого острова и тем защищать его от наводнений при подъемах воды в Неве.

Одновременно проект планировки Петербурга исполнил приглашенный Петром 1 из Франции в 1715 арх. Ж.-Б. Леблон. Выполненный им проектный чертеж ген. плана города развивает идеи зап градостроителей и отличается формальным, оторванным от действительности характером; Леблон предлагал всю застройку на Васильевском острове и частично на Петербургской и Адмиралтейской сторонах заключить в правильный овал оборонительных стен и бастионов, исключив возможность дальнейшего развития города. Нежизненный план Леблона был отвергнут.

Реальный ген план Петербурга, разработанный с учетом сложившейся застройки слобод и магистральных дорог, ведущих к Адмиралтейству, относится к концу 1730-х. создан после пожаров (1736-1737) Еропкиным (1698-1740).

1730-е – всей застройкой города стала руководить учрежденная в 1737. Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Основной ее задачей было составление плана существующей застройки города и разработка нового с обозначениями, где какого рода строение должно быть. Единственным специалистом-арх-ром в Комиссии был Еропкин, кот привлек к работе Земцова, Коробова.

На основании геодезической съемки города инженером Зихгеймом был составлен натурный план, впервые зафиксировавший существующую застройку Петербурга и явившейся подосновой для разработки проекта города Еропкиным. Его план города, составленный по частям, закрепил естественно сложившуюся 3-хлучевую систему основных магистралей, пересеченных дугообразно протекающими Мойкой и Фонтанкой и тяготевших к башне Адмиралтейства, перестраиваемого Коробовым. План Еропкина на протяжении 18в. явл основой для градостроительного развития Петербурга.

4.2. Творчество арх-ра В.П.Стасова.

Родился в Мск, учился в Московском университете, совершенствовался в области арх-ры во Франции и Италии. Избран членом и профессором Академии св.Луки в Риме и в 1811 – академиком петербургской Академии художеств. Арх деятельность началась в годы господства строгого классицизма в конце 18в, когда зодчий воспринимал опыт московской арх школы. Широкая арх и градостроит деятельность с 1811.

1817-1819 на Марсовом поле создал здание Павловских казарм.  В арх-ре и скульптурном убранстве отобразил героику суровых дней Отечественной войны 1812. 12-колонный дорический портик гл фасада Павловских казарм предопредил создание обращенной к марсову полю торжественной 12-колонной лоджии коринфского ордера фасада Михайловского дворца, выстроенного России 1819-1825.Монументальная застройка запад стороны Марсова поля, начатая Стасовым, была завершена зданием с колоннами (наб.Мойки,1), выстроенным арх-ром Адамини, кот органично сочетается с Павловскими казармами. Одновременно со строит-вом казарм на Марсовом поле Стасов полностью перестроил расположенные на Мойке и Конюшенной пл-ди, корпуса придворных конюшен (1817-1823). Гл их фасад с кубическим объемом церкви посередине и дорическая дугообразная колоннада на повороте к мойке  придали важному градостроительному центру Петербурга общ-представительный характер.Установка (1837) по проекту Стасова памятников рус полководцам  Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором завершила формирование предсоборной площади на Невском проспекте.Ряд жилых домов, возведенных в Петербурге по проектам зодчего, способствовал облагораживанию городской застройки. Некоторые жилые дома доходного типа (дом Котомина на Невском пр,18), несли в себе черты, кот стали свойственны арх-ре приближающейся капиталистич формации. 1827-1834 воспроизвел на новом месте из долговременных материалов Нарвские триумфальные ворота, воздвигнутые в 1814 Кваренги. Вскоре Стасов возвел еще одни Триумфальные ворота с кордегардиями у заставы по дороге в Москву. Ворота и кордегардии формировали въездную пл-дь в столицу. Московские ворота (1834-1838) – пример технич новаторства. Дорич 2-ярусная колоннада (12 колонн высотой 15м) изготовлены на петербургском Александровском чугунолитейном заводе целиком из чугуна и листовой меди (скульптура). 1930-разобраны, воссозданы без кордегардий в 1958-1960.1830-е – завершая недостроенный Растрели собор Смольного монастыря, Стасов создал предсоборную пл-дь и парадный въезд с парными флигелями и монументальной чугунной узорчатой оградой. Флигеля и ограда в классич стиле. Фасадам флигелей в 1860-е арх-р Таманский придал псевдобарочный характер.Преображенский собор (1827-1829) на пл-ди Радищева – белоснежный, с 5-главием, ассоциируется с храмом средневекового Новгорода.Троицкий (Измайловский) собор (1827-1835) отличается размещением малых глав – на основных осях, что объясняется влиянием украинского приема, вопло

Создать бесплатный сайт с uCoz