Ответы на экзаменационные билеты по курсу «Инженерное благоустройство территорий»

  1. 1.      Задачи инженерного благоустройства территории застройки.

Инженерная подготовка территорий – комплекс работ по созданию условий для проведения основных работ по благоустройству и озеленению. В зависимости от размеров объекта, его значимости, выполняемых функций, а также с учетом влияния природных факторов среды, степени антропогенных нагрузок состав и содержание работ по инженерной подготовке территорий может быть разнообразным.

Основными задачами  являются:

 

· осушение участков, защита от затопления, защита от оползней, от ветровой эрозии, от смыва плодородного слоя почвы;

 

· подготовка территории под строительство дорог, сооружений, малых архитектурных форм, павильонов, выравнивание поверхности участков по проектным отметкам, то есть «вертикальная планировка», что непосредственно связано с организацией поверхностного стока дождевых и талых вод;

• укрепление берегов и склонов рек, водоемов, озер, оврагов;

• осушение заболоченных участков и орошение (обводнение) в засушливых условиях;

• мероприятия по устранению селей, явлений карста, оползней

• рекультивация - техническая и биологическая – территории

• вертикальная планировка или организация поверхности, создание нового рельефа с различными его формами.

 

 

  1. 2.      Нормативная база, законодательные материалы.

Функции, экономические и экологические требования, определение нормативных документов. 

Док-ты :

законодательные:-градостроительный кодекс,

                              -водный кодекс.

Федеральные : -СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений»

                          - СНиП 22.02-2003 «Инженерная защита территорий зданий и сооружений от опасных геологических процессов»

                          - СНиП 2.06.15-85* «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»

                          - «Правила землеиспользования и застройки»2009.

 

  1. 3.      Характеристика природных условий территории и их оценка

По сложности освоения, в зависимости от природных условий выделяют 3 группы территорий:

1)            благоприятные

2)            неблагоприятные

3)            особо неблагоприятные

Все категории подлежат освоению, но с разными затратами, кот. определяется набором соответствующих мероприятий.

Сложность и стоимость освоения благоприятных территорий определяется, оценивая природные условия по соответствующим критериям.

Оценка природных условий выполняется на всех степенях градостроительного проектирования.

Для ген планов разработана схема оценки природных условий с картой ориентировочных обозначений.

Последние могут иметь ограничения по освоению, а так же потребностью в больших объёмах(прир.)работ.

Информацию по природным условиям получают на основе взысканий, кот. По определенному регламенту с учётом сложности природных условий и назначений.

Оценку природных условий выполняют на всех стадиях градостроительного проектирования.

С т.зр. Инженерного освоения такая оценка позволяет:

1)            оценить прир.усл. И факторы,определяющие возможность использования той или иной территории для различных видов строительства.

2)            Наметить состав инж.меропр.с учётом выявленных свойств.

 

  1. 4.      Инженерные мероприятия по освоению и благоустройству территории застройки.

Инженерная подготовка территории включает весьма разнообразные мероприятия, связанные с проведением гидротехнических, земляных, бетонных и других работ. Некоторые из них (вертикальная планировка, борьба с подтоплением и затоплением территории) проводятся повсеместно. Другие (проведение противооползневых противоселевых мероприятий, борьба с карстом, освоение вечномерзлых грунтов и др.) приурочены к районам распространения соответствующих природных явлений. В целом к мероприятиям по инженерной подготовке городских территорий относят обычно следующие виды работ: вертикальную планировку; организацию стока поверхностных вод; защиту территорий от затопления; защиту территорий от подтопления, борьбу с оврагами, оползнями, селевыми потоками, снежными лавинами, карстом; работы в особых условиях районов распространения вечной мерзлоты и сейсмически опасных зон.

 

  1. 5.      Инженерные мероприятия по защите территории застройки от поверхностных вод.

Организация поверхностоного стока:

1)система водоотводов и область применения

2)технические требования проектирования и устройство системы.

Организация поверхностного стока(ОПС)-мероприятия по сбору и удалению стока,формирующегося на территории застройки за счёт атмосферных осадков. ОПС решаетважную задачу-защиту территории,зданий,сооружений от негативного влияния вод.

Осуществляется вертикальной планировкой,а собранные сточные воды удаляются с помощью сети наз-мой «ливневой канализацией»(водостоки)

Эти метса регламентируются сан. Треб.

Принципиально ливневой сток может осуществляться:

1)канализация городская

2)водные объекты

3)понижение рельефа

При сбросе в водоём жёстко регламентированно качество стока,при сбросе на рельеф требуется защитить его от размыва.

Система ливневой канализации решается совместной системой бытовой канализации.

По констр. Особенностям :открытые,закрытые и смешенные системы.

Наиболее совершенной является закрытая-система подземных труб с дождеприёмными колодцами.

Она обеспечивает высокий уровень благоустройства,отвечает сан. Треб.,долговечна,хотя её устройство треб. Затрат.

Система находится на территории населённой местности.

Открытая сеть в виде лотков и каналов используется на загородных территориях и в качестве временной меры на период строительства.

Недостатки:малая пропусканая способность,устройство переехдных мостов,наличие водоперепускных труб.

Это снижает безопасность движения транспорта и пешехода,ухудшает состояние территории,требует регулярной прочистки.

По назначению: главные городские транспортные коллекторы,

боковые(уличные,внутриквартальные)

 

  1. 6.      Общие требования к организации рельефа территории застройки.

Работы по проектированию плана организации рельефа (вертикальной планировки) территории проводятся на всех стадиях разработки горизонтальной планировки: проектов генеральных планов, проектов детальной планировки и проектов застройки.

             Для разработки проектов вертикальной планировки необходимо располагать исходными материалами. Это - планировочные решения, материалы предшествующей стадии проектирования и материалы изысканий, в которые входят геодезические, гидрологические, гидрогеологические исследования, данные о расположении в плане и в высотном отношении и типах подземных инженерных сооружений, зелёных насаждений, наземных сооружений, составе и размерах транспортного и пешеходного движения и пр.

              Отметки планируемой поверхности назначают таким образом, чтобы максимально сохранить существующий рельеф, зелёные насаждения и почвенный покров. При оценке территории основное внимание уделяется существующему рельефу.

             Разрабатывая план организации рельефа, составляют план земельных масс (картограмма земляных работ) – проектный документ, определяющий объемы земляных масс, подлежащих перемещению.

 

  1. 7.      Методы проектирования вертикальной планировки.

Вертикальную планировку территории можно выполнять различными методами. Выбор метода вертикальной планировки зависит от особенностей существующего рельефа и стадий разработки проекта. В практике применяют методы проектных (красных) отметок, проектных профилей, проектных (красных) горизонталей и др. Их используют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом (комбинированный метод).

Метод проектных (красных) отметок.

   Применяется на предварительных этапах проектирования, когда определяют принципиальное высотное решение уличной сети, а также при детальной вертикальной планировке. Этот метод дает возможность определить превышения, уклон, высотное положение проектируемого рельефа. Практически, метод проектных отметок используется при проектировании схем вертикальной планировки в проектно-планировочных работах по генеральному плану города или по проекту детальной планировки и застройки района города.

   Проектирование схемы вертикальной планировки

   Процесс проектирования схемы вертикальной планировки состоит из двух последовательных этапов. На первом предварительном этапе тщательно изучаются рельеф местности и материалы  инженерных изысканий. На втором этапе разрабатывается окончательная схема вертикальной планировки.

   При разработке схемы вертикальной планировки необходимо избегать образования пониженных мест на перекрестках и по трассе улиц, т. е. бессточных участков, куда направлены уклоны по улицам и где, соответственно, будут собираться поверхностные воды.  На схеме вертикальной планировки на перекрестках, в местах пересечения осей улиц и в точках изменения уклона наносят существующие (черные) и проектируемые (красные) отметки, а также рабочие отметки со своим знаком (разница между красной и черной отметкой); стрелкой показывают направление продольного уклона улицы от более высоких отметок к пониженным, над стрелкой отмечают продольный уклон,  под ней - расстояние между точками, ограничивающими участок улицы с этим уклоном. Проектные продольные уклоны желательно не изменять на небольших по длине участках, так как переломы продольного профиля (отрезки с разным уклоном) сопрягаются вертикальными выпуклыми или вогнутыми кривыми, имеющими определенные наименьшие допустимые радиусы.

   Пример построения схемы вертикальной планировки методом проектных отметок, представлен на рис. 3.

 

Метод профилей.

   Проектирование вертикальной планировки по методу профилей заключается в проведении последовательных операций: разбивке сетки профилей на плане проектируемой территории, составлении профилей по обоим направлениям сетки, проектирование профилей в их взаимной увязке в местах пересечения, подсчете объема земляных работ (выемок и насыпей).

   Метод профилей достаточно трудоемок, так как проектируется одновременно большое количество профилей значительной протяженности. Особую сложность вызывает увязка проектных отметок в точках пересечения профилей. Ошибки в несогласованности уклонов по соседним профилям, отступление от намечаемых или заданных форм поверхности всегда трудно исправимы и требуют иногда пересчета  многих профилей.

Частным случаем вертикальной планировки методом профилей является проектирование городских улиц и дорог, при котором метод профилей является наиболее удобным и наглядным. Продольный профиль, при проектировании магистралей и дорог, проходит по оси улицы, а поперечные профили составляются на каждом пикете.

Метод проектных (красных) горизонталей.

   Этот метод широко используют при разработке проектов вертикальной планировки территории  микрорайонов, зеленых массивов, транспортных путей.

   Метод проектных горизонталей достаточно нагляден и позволяет определить не только проектные отметки любой точки территории, но и рабочие отметки, а следовательно, участки срезки и подсыпки грунта.

   Построение горизонталей начинают с улиц и проездов, а затем увязывают с ними проектные горизонтали прилегающей застроенной территории.

   Красные горизонтали, в отличие от горизонталей существующего рельефа, показывают проектируемый рельеф территории, т.е. поверхность, преобразованную в целях планировки, застройки и благоустройства. Проектные горизонтали обычно показываются на чертежах красным цветом, откуда и получили свое название «красных горизонталей», в отличие от «черных горизонталей», определяющих существующий рельеф территории. Красные горизонтали проектируются сечениями через 0.1, 0.2 или 0.5м, которые называются шагом горизонталей.

   При проектировании учитываются элементарные правила изображения рельефа в горизонталях: в пределах плана территории горизонтали не должны изменять принятого сечения; одноименные горизонтали не пересекаются (исключая пересечения местности отвесной стенкой); горизонтали не обрываются в пределах плана.

   Разрабатывая проект вертикальной планировки в проектных горизонталях, следует иметь в виду, что для уменьшения объемов земляных работ красные горизонтали  должны располагаться как можно ближе к черным, имеющим такую же отметку. Совпадение их показывает, что в данном месте не нужна ни подсыпка,  ни срезка грунта.

   Горизонтали показываются на плане сплошными линиями. Для лучшего восприятия рельефа целые горизонтали показываются более утолщенными.

 

  1. 8.      Баланс земляных работ и методы его расчета

Для определения затрат на преобразование рельефа чертёж должен сопровождаться подсчётом земляных работ.

Оценка качества ВП с этой т.зр. Характеризуется балансом земляных масс,т.е.соотношением объёмов подсыпки и срезки на площадке строительства. Их  алгебраическая разность назыаается балансом земляных масс.

Если объёмы уравновешены, то баланс называют земляным, практически это означает, что непотребно отвозить или вывозить грунт.

При избытке грунта баланс будет положительным, а при дефиците-отрицательный.

 

Подсчет объемов земляных работ производят для определения их стоимо¬сти, выбора методов и средств производ¬ства работ, а также установления коли¬чества потребного для планировочных работ грунта или же его излишков.

При нехватке или избытке грунта в первую очередь должны учитываться бли-жайшие строительные объекты, где можно его получить или использовать избыток грунта для подсыпки территории. Только при отсутствии необходимых грунтов вблизи строящегося объекта или несоот¬ветствия грунта строительным требовани¬ям грунт следует получать из карьеров, а излишки грунтов отвозить на свалку.

Как указывалось, наибольшей состав-ляющей стоимости земляных работ явля¬ются транспортные расходы. Поэтому одна из основных задач проекта верти¬кальной планировки — определение объема земляных работ. В связи с этим вертикальная планировка должна вес¬тись с учетом минимальных перемеще¬ний земляных масс, чтобы объемы насы¬пей и выемок на отдельных объектах ба¬лансировались и земляные работы про¬изводились с применением землеройно- транспортных машин (бульдозеров, авто¬грейдеров и скреперов) без перегрузоч¬ных работ. При этом должны учитывать¬ся объемы грунта, извлекаемого из-под фундаментов зданий, корыта проезжих частей, тротуаров и т.д.

Результаты подсчетов объемов зем¬ляных работ служат, в частности, мате¬риалом для экономической оценки вари¬антов решений, предложенных в проек¬тах вертикальной планировки. Объем земляных работ также предопределяет выбор способа организации работ по вер¬тикальной планировке и ее очередность. Объемы земляных работ очень влияют на очередность застройки и благоустрой¬ство отдельных районов города.

Еще до составления проектов верти-кальной планировки необходимо обсле¬довать возможные для подсыпки участ¬ки, места понижения рельефа, участки, предназначенные для устройства парков и скверов, овраги, места бывших свалок, набережные и т.п.

Объемы земляных работ подсчитыва¬ют различными способами: по продоль¬ным и поперечным профилям, по крас¬ным горизонталям и квадратам, по гори¬зонталям и др. При всех способах под¬счета определяют геометрический объем земляного массива для естественного за¬легающего грунта при определенной его пористости (пустоты между частицами грунта).

 

  1. 9.      Элементы благоустройства в микрорайоне, требования к их размерам и размещению

 

10.  Высотное решение элементов благоустройства микрорайона

Основные принципы :-по возможности стремятся сделать меньше переломов в продольных профилях улиц, учитывая характер рельефа,

   -стараются сократить длину участка с максимальным уклоном,

        -при подходе к перекрестку величину уклона снижают до 3%

         -при резких перепадах участков с различными уклонами профиль вписывают в вертикальные кривые. Они улучшают видимость и снижают перепад.

Поперечный профиль формируют на основе 2 принципиальных схем :двускатной и односкатной. Предпочтение отдают выпуклым двускатным . Вогнутой находят применение только на небольших участках перед въездами в арки и в арках. При этом поперечный уклон при вогнутом профиле не должен превышать 2%.

Выбор профиля в значительной степени определяется категорией улиц и её шириной=односкатная схема для проездов и улиц не шире 10,5 м, при большей ширине-двускатная схема.

 

11.  Приемы высотной посадки зданий

Исходный материал для высотной привязки зданий и площадок — проект вертикальной планировки микрорайона. Однако выполненный в масштабе 1:2000, этот проект дает возможность установления лишь предварительных отметок углов здания и уровня пола первого этажа. Уклоны поверхности, примыкающей непосредственно к зданиям и площадкам, должны проектироваться в противоположную от них сторону к лоткам проездов с обязательным устройством вокруг каждого здания бетонной или асфальтовой отмостки шириной не менее 0,5 м. Таким образом, при удалении проезда от здания, например на б м, отметка отмостки должна быть выше отметки лотка проезда не менее чем на 0,32 м исходя из расчета высоты борта проезда 0,15 м и поперечного уклона тротуара не менее 10 %о.

Значительное внимание следует уделять постановке зданий на рельефе. Кроме архитектурно-планировочного и ком-позиционного решения должны обеспечиваться удобства подхода и подъезда к зданиям, а также водоотвод от них.

Расположение зданий длинной стороной поперек горизонталей приводит к созданию цокольных этажей, при этом условия вертикальной планировки значительно усложняются, приходится создавать террасированные площадки с устройством откосов, к усложнению подъезда к зданию и приданию проездам и тротуарам предельно допустимых уклонов, что создает существенное неудобство подъезда транспорта непосредственно к входам в дома, а пешеходам преодолевать лестничные подъемы и спуски.

Возможность застройки территории домами различной секционности целиком и полностью зависит от характера рельефа и уклонов его поверхности. Принято считать, что перепад высоты цоколя здания по его длине, или превышение отметки пола первого этажа над отметкой отмостки, не должен превышать 1,2 м. При большем значении этого показателя потребуется вносить дополнения в конструктивную часть инженерного решения проекта, что в свою очередь вызывает повышение затрат, иногда значительное, на проектные и строительные работы. В табл. 7 приведена классификация уклонов территорий жилых районов и микрорайонов. Таким образом, в зависимости от уклона можно располагать на данном участке здания определенной протяженности. В зависимости от максимально допустимого уклона можно определить протяженность зданий, которые используются без изменения типового проекта.

 

 

 

Таблица 7. Классификация уклонов территорий жилых районов и микрорайонов

Характер уклона

Величина уклона

Обоснование пределов

Очень малый

Меньше 0,005

Дома можно располагать в любом направлении с пол­ным сохранением типовых конструкций. При уклонах менее 0,005 большие земляные работы, вызываемые обеспечением поверхностного водоотвода

Малый

0,005-0,025

Дома длиной до 100 м можно располагать в любом на­правлении с затратами на изменение типовых кон­струкций до 1 % стоимости жилой площади

Средний

0,025-0,05

С учетом затрат на изменение типовых решений до 1%, при уклоне 0,05 дома длиной 50 м можно располагать в любом направлении, 100 м

Относительно

0,05-0,1

С учетом затрат на изменение типовых решений до 1 %

большой

 

при уклоне 0,1 дома длиной 50 м можно располагать до у- 28°, 100 м-до у=14°

Большой

0,1-0,2

Территории с уклонами свыше 0,1 неблагоприятны для застройки

Очень большой

Свыше 0,2

Территории с уклонами свыше 0,2 особо неблагоприят­ны для застройки (за исключением горных местностей)

 

12.  Особенности вертикальной планировки территории застройки на сложном рельефе

Освоение территории со сложным рельефом может осуществляться в условиях его сохранения с небольшими изменениями или радикальной перепланировкой поверхности. Последнее решение связано с большими расходами.

Практика показывает, что при правильной планировке территорий, постановке зданий, проложении внутриквартальных дорог и тротуаров, размещении зеленых насаждений возможно освоение самых сложных территорий без существенных изменений рельефа. Наимень¬шие затраты по перепланировке рельефа достигаются при постановке большинства зданий длинной стороной под небольшим углом по отношении к горизонталям. Так как такое решение не всегда осуществимо, то участки со сложным рельефом целесообразно застраивать зданиями небольшого протяжения со свободной ориентацией по отношению к странам света, что дает возможность размещать их в плане применительно к различному рельефу. Здания, имеющие цокольные этажи и особенно значительную протяженность, целесообразно размещать под таким углом к горизонталям, чтобы величина перепада рельефа на протяжении участков здания с одинаковыми отметками пола первого этажа не превысила 1 — 1,5 м, а продольный уклон располагаемых вдоль здания тротуаров не превышал 40—50 %о. Применение типовых зданий, предназначенных в основном для условий равнинной местности, возможно при уклонах не более 10 %о.

На пересеченном рельефе рекоменду¬ется применение односекционных зда¬ний башенного типа, а также зданий на столбах. При применении зданий на столбах можно сохранить одинаковые отметки пола первого этажа при расположении этих зданий вдоль участков со значительным продольным уклоном, а также обеспечить проход или проезд под этими зданиями. Размещение подобных зданий в направлении горизонталей позволяет использовать пространства под ними для стоянки автомобилей и для других целей.

На крутых склонах здания можно размещать с террасированием или без террасирования территорий. Террасированию сопутствуют большие объемы земляных работ и значительные затраты, особенно при скальных грунтах, однако этот вариант позволяет размещать на террасах различные виды типовых зданий и создает благоприятные условия для устройства проездов, тротуаров, размещения автомобильных стоянок и т.д. При размещении многосекционных зданий на крутых склонах целесообразно смещение отдельных их секций по вертикали или применение домов ступенчатого типа.

Пешеходные дорожки и тротуары проектируют с учетом обеспечения удобства и безопасности пешеходного движения внутри микрорайона, а также подхода к ближайшим улицам и остановкам общественного транспорта. Если уклоны дорожек и тротуаров превышают допустимые (60—80 %), то должны быть устроены лестничные сходы.

Отдельные террасные участки сопрягают между собой путем устройства откосов или подпорных стенок. Откосы засевают травой или одерновывают, что обеспечивает их укрепление и создает декоративное оформление. В целях исключения размыва вдоль откосов с нагорной стороны устраивают лотки для приема поверхностных вод и отвода их в водосточную сеть. Поэтому на участках с незначительными уклонами или на горизонтальных участках (например, на набережных) пилообразный профиль проектируют только вдоль водоотводящих лотков, а продольный уклон по оси проезжей части сохраняют равным существующему уклону местности или даже горизонтальным. При этом поверхности проезжей части придают переменные поперечные уклоны на площади шириной до 1 — 1,5 м, приближенной к лоткам проезжей части, где транспорт движется на малых скоростях у остановок.

Создание пилообразного продольного профиля по лоткам улиц и проездов достигается за счет изменения высоты борта, причем наименьшая его высота устанавливается на гребне-участках с не-значительными уклонами или на водоразделе продольного профиля лотка, а наибольшая в месте сбора поверхностных вод, где устраивается водоприемный колодец. Таким образом, такой метод требует устройства закрытой сети водостоков, что необходимо по санитарным соображениям предусматривать во всех населенных местах

 

13.  Конструкция покрытий проездов, площадок различного назначения

Наибольшим динамическим нагрузкам подвергаются покрытия (одежды) дорог улиц и проездов, предназначенных для пропуска различных видов транспорта.

Для городских улиц и дорог с закрытой сетью водоотвода земляное полотно охватывает ширину всех элементов с искусственным покрытием (проезжая часть, тротуары, центральная разделительная полоса и пути трамвая). На дорогах с открытой системой водоотвода (кюветами) ширина земляного полотна устраивается только на ширину проезжей части и обочин, а на внутримикрорайонных проездах без тротуаров ее ширина увеличивается на 0,5 м с двух сторон проезда.

Земляное полотно должно возвышаться над уровнем грунтовых вод и горизонтом вод длительного стояния, поэтому в зависимости от гидрогеологических условий местности их устраивают в насыпи либо понижают уровень грунтовых вод путем дренирований.

Дну корыта земляного полотна придают продольные и поперечные уклоны, соответствующие проекту вертикальной планировки улиц, дорог и проездов, после чего его уплотняют с помощью катков. По уплотненному дну корыта укладывают подстилающий слой, который выполняет дренирующие и термоизолируюшие функции, а также уменьшает удельную нагрузку, передаваемую через покрытие на грунт. Под действием отрицательной температуры возможно пучинообразование, т.е. неравномерное изменение объемов и разрушение покоящихся на них конструкций. Для устройства дренирующих слоев при-меняют песок, гравий и другие материалы с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. Воду из дренирующего слоя обычно отводят в водосточную сеть с помощью дренажей мелкого заложения. Подстилающий слой укрепляют путем обработки его в верхней части вяжущими материалами. Толщину подстилающего слоя от 10 до 50 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9. Типы покрытий и конструкций проезжей части

Категория улиц и дорог

Тип покрытия и конструкции проезжей части

Скоростные дороги, маги­стральные улицы общего­родского значения, доро­ги грузового движения

 

Магистральные улицы районного значения

Улицы и дороги местно­го назначения; промышленных и склад­ских районов

жилые улицы и проезды

поселковые улицы и до­роги

Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и желе­зобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаико- вые мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые постовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами)

Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облег­ченные (из битумно-минеральных смесей или холодного асфаль­та на основаниях из щебня и шлака, на грунтовых основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебеночные и гравийные, брусчатые мостовые на песчаном основании

Усовершенствованные капитальные или облегченные; переход­ные (грунтоасфальтовые, щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами, грунтощебе- ночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материала­ми, мостовые из булыжного и колотого камня)

Усовершенствованные облегченные и переходные

Усовершенствованные облегченные или переходные; низшие (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные мес­тными минеральными материалами)

 

14.  Организация и удаление поверхностного стока

При строительстве плоскостных элементов (площадок, дорог, и др. сооружений) благоустройства важно организовать поверхностный сток с них.  Быстрое удаление с дорожек и площадок выпадающих осадков возможно обеспечить вертикальной планировкой их поверхности, позволяющей собирать воду в определенных местах и направлять ее в ливневую сеть.

Уклон поверхности покрытий, обеспечивающий отвод поверхностных вод, при наличии системы ливневой канализации для твердых монолитных покрытий должен составлять не менее 4%; при отсутствии ливневой канализации - не менее 5%.

На дорожках поверхностный сток может быть организован  следующими способами:

 

Рис. 1. Организация поверхностного стока на дорожках: а - двухскатный выпуклый профиль; б - односкатный профиль; в - двухскатный вогнутый профиль

  • двухстаный выпуклый профиль (рис. 1.а);
  • односкатный профиль (рис 1.б);
  • односкатный вогнутый (рис. 1в)

При использовании двухскатного выпуклого профиля для сбора воды устанавливают поперечный лоток либо парные дождеприемные колодцы. Для односкатного профиля дождеприемные колодцы устанавливают с одного более низкого края дорожки. При использовании двускатного вогнутого профиля водоотводящий лоток формируется вдоль продольной оси дорожки. При использовании данного способа поверхностного стока необходимо учитывать, что ширина дорожки должна быть не менее 1,6м для удобного движения человека с каждой стороны лотка по данной дорожке.

Организация поверхностоного стока на площадках может быть выполнена следующими способами:

 

Рис. 2. Организация поверхностного стока на площадках: а- односкатная поверхность; б- двухскатная поверхность; в- многоскатная поверхность; г- сложная (ячеистая) поверхность; 1 - линия водораздела; 2 - точка водораздела; 3 - дождеприемный колодец; 4 - дождеприемный лоток.

  • односкатная поверхность. В этом случае вода собирается и отводится вдоль одного из краев площадки (рис. 2.а).
  • двухскатная поверхность.  Водоотвод производиться аналогичным образом, как и в случае дорожек с двухскатным выпуклым профилем. (рис. 2.б)
  • много скатная поверхность. Вода собирается по периметру площадки, за счет поднятия ее центра (рис. 2.в).
  • сложная поверхность, состоящая из отдельных ячеек (рис. … Продолжение »
Создать бесплатный сайт с uCoz