1. Этапы развития экономической теории: экономия, политическая экономия, экономика.1. Экономика - сфера жизни людей, где создаются, обмениваются, распределяются и потребляются блага, удовлетворяющие потребности и необходимые для жизни(Экон = хоз)2. Экономика - система знаний об успешном хозяйствовании, или экономическая теория. 3 этапа развития: 

I. Экономия (домострой) 2 в.д.н.э.

Термин принадлежит Ксенофонту, написавшему книгу "Домострой"(«ойкос» - дом, домашнее хозяйство

«номос» - правило, закон.)-система знаний о правилах и законах успешного ведения домашнего хозяйства.

-Аристотель и Платон внесли первоначальные знания. В тот период экономика была частью этики.

-Падение Рима в 5 в.н.э. привело к появлению в Европе национальных государственных хозяйств

II. Политическая экономия. «политея» - гос-во, общество.1615 г. – Антуан Монкретьен «Трактат полит. экономии» -наука о законах успешного ведения хозяйства общества, государства.

16-19 вв. – классики политической экономии: Смит, Риккардо, Маркс, Кене, Тюрго, Сей.

Для всех классиков характерно рассмотрение хоз. проблем с точки зрения интересов классов современного им общества. Суб хоз деят – землевл, крестьяне, наёмные рабочие, предприниматели.

В 19 в пол эк разл на: полит, социологию, психологию.

III. Экономика. (economics) термин ввёл Альфред Маршал (1899 г.) «Принципы экономической науки».

Э – наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, максимизирующих собств выг при имеющихся ограниченных ресурсах.(современное неоклассическое определение)

3 группы субъектов:

1. Потребитель: домохозяйства, семья или –не произв,а лишь тратит св дох, имея ограниченный доход максимизируют удовлетворение потребностей или полезность как свою цель. Теория поведения потребителя - маркетинг.

2. Производитель: фирма, предприятие - субъект, который занимается разработкой, производством, реализацией благ с целью максимизации прибыли или дохода. Имеет три ограниченных ресурса: капитал(физ,денежн,челов)рес длит польз исп не для потр а для произв и получ дох, труд, природные ресурсы.  менеджмент. Совокупность микроэкономика.

3. Государство - общественный институт, который предлагает и продает услуги (обороны, правоохранения, управления) в обмен на налоги. Цель – максимизация общественного благосостояния. Имеет денеж и админист рес. макроэкономика.

«мезоэкономика» - экономика отраслей и регионов

«мегаэкономика» - мировая

«наноэкономика» - экономика отдельного человека 


2. Предмет и методы экономики как науки.

Э – наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, максимизирующих собств выг при имеющихся ограниченных ресурсах.(современное неоклассическое определение)3 группы субъектов:

1. Потребитель: домохозяйства, семья или –не произв,а лишь тратит св дох, имея ограниченный доход максимизируют удовлетворение потребностей или полезность как свою цель. Теория поведения потребителя - маркетинг.

2. Производитель: фирма, предприятие - субъект, который занимается разработкой, производством, реализацией благ с целью максимизации прибыли или дохода. Имеет три ограниченных ресурса: капитал(физ,денежн,челов)рес длит польз исп не для потр а для произв и получ дох, труд, природные ресурсы.  менеджмент. Совокупность микроэкономика.

3. Государство - общественный институт, который предлагает и продает услуги (обороны, правоохранения, управления) в обмен на налоги. Цель – максимизация общественного благосостояния. Имеет денеж и админист рес. макроэкономика.

«мезоэкономика» - экономика отраслей и регионов

«мегаэкономика» - мировая

«наноэкономика» - экономика отдельного человека

Методы:  общест филосов и математич.

- исторический и логический - применяются в единстве. изуч соц-эк проц в их истор послед сопровождаются лог обобщ, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами.

- Метод научных абстракций - отвлечении от несуществ второстепенных черт явлений и выявлении главных. абстракции в экономике называются экономическими категориями.

- Анализ(разлаг) и синтез(создав) - изучение соц-эк явлений как по частям - это анализ, так и в целом - синтез.

- Индукция и дедукция – И-частных фактов к общему выводу Д-общего положения к частным выводам.

- эконом законы открытые устойчиво существующие связи между экономическими категориями.

-- Математические методы:

а) Эк-мат. переменные величины (категория в опред коллич).

б) Эк-мат. индексы, относительные величины (обычно%, есть числитель и знаменатель). Это показатели экономической коньюктуры (темп инфляции, уровень безработици)

в) Эк-мат. модели (графические, линейные)

г) Предельный анализ - важнейший метод в экономике. (бесконечно малые величины)

Так же:

-Наблюдение – целенаправл. воспр эк явлений, процессов в их реальном виде и сбор фактов, происх в действ.

-Эксперимент - проведение искусств научного опыта, когда изуч объект ставится в специально созданные условия.

-Моделирование - изучение соц-эк явлений по их теоретическому образу – модели, которая замещает сам объект исследования.

-Системный подход - объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвяз. частей (подсистем) единого целого. 


3. Общественное производство и его структура. Факторы производства.

Производств-целесообразн деят людей напревл на удовлет их потребн. Потребность-необходим в услов жизни и средств сущ.

-материальн(перичн)-нематериал(вторичн). Классификация потребностей по Веберу:

1. потребности выживания (их удовлетворяют массовые товары индустриального общества)

2. гедонистические (потребность в удовлетворении)

3. потребности  в общении, в принадлежности к определенной социальной группе

4. потребности в труде

Удовлетворение потребностей порождает производство.

Блага - средства пригодные для удовлетворения потребностей эконом (огрантичен) свободн(неогран кол-во)

 Основное благо ресурсы (факторы произв): Капитал(физ,денежн,челов(знан и умен))рес длит польз исп не для потреблен, а для произв и получ дох, Труд-массовая деятельн чел или людей, являющаяся целесообразной, т.е. направленная на  получ результата, создание продукта, удовлетв потреб. характертолько для человека., Природные ресурсы – совокупность природных ресурсов, задействованных в процесс производства.(в основном земля и др. пр. факторы). Производственная функция -зависимости количества произведенного продукта от вклада в впроизводств процесс.

Q=f (K, L, N) где Q – кол произв продуктаK – капитал.L – труд N – природный фактор K – 10% прибыль, 10 % процент

L – 70% заработная плата (в Японии 90%)N – 10% рента (доход от использования природных ресурсов)

Т.е. кажый фактор имеет свою долю в общем проценте.

Маршал предлагал модифицировать функцию, включив в нее предпринимательский фактор.

Так же существуют попытки придать информации роль в функции.

Эффективное сочетание факторов означает получение максимально возможного количества блага из имеющихся ресурсов и факторов.

Все факторы являются в значительной степени взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Их эффективное соединение зависит от предпринимателя.

Потребность-неограниц,ресурс-ограничены.


4.Эффективность производства и ее показатели.

Эффективное сочетание факторов производства означает получение максимально возможного количества блага из имеющихся ресурсов и факторов.

Все факторы являются в значительной степени взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Их эффективное соединение зависит от предпринимателя. Виды эффективн: 1)эфективн/продуктив труда-средняя произв труда. Продукт/кол раб,

2) продуктивность капиталов- показатель капитало отдачи или фондоотдачи. Прод/вел капитала.

3) продуктивн сырьевых матер-показ материал отдачи. Прод/матер затраты. Цель достиж наибольш рез при использ всех рес.Паредо Эфективн- невозм пол больше одного блага без уменьш  кол др. Эконом эфективн если благосост одних групп возр ,но др при этом не падает(соу эффективность) 


5. Кривая производственных возможностей. Экономический выбор.

В экономике действуют три субъекта:

Продавец (производитель);

Покупатель (потребитель);

Общество.

Перед каждым из экономических субъектов стоит проблема выбора.

Потребителю необходимо максимально удовлетворить потребности при ограниченном доходе.

Производителю необходимо получить прибыль при эффективной комбинации факторов производства.

Правительство ставит перед собой задачу максимального удовлетворения общественных потребностей.

Экономический аспект проблемы выбора заключается в определении, какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечивает максимум доходности.

 

Моделью решения этой экономической проблемы является график производственных возможностей.

 

М стремится к кривой производственных возможностей.

Чтобы увеличить производство товара А нужно сократить производство товара В и наоборот. АВ - не предел возможностей. Производитель сам решает что производить А или В товар. Но если полностью отказаться от производства А или В, то производство будет убыточным. Издержки упущенных возможностей теряются.

Кривая производственных возможностей отражает отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов при планах использования ограниченных производственных ресурсов.

 

Для решения проблемы выбора необходимо рассмотреть альтернативные (временные) издержки. Так экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара. Такие издержки называются временными, альтернативными или издержками упущенных возможностей.

 

 

Закон возрастающих временных издержек гласит: Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта.

 

Форма кривой производственных возможностей отражает фундаментальный закон экономики ограниченных ресурсов. По мере максимизации производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает. 


6. Собственность как экономическое отношение. Формы собственности. Приватизация.

Собственность — система экономических и юридических отношений, характеризующих со­циально-экономические и организационные формы присвоения имущества.

формы собственности: 1) Собственность государственная – имущ, принадл гос, главным образом на такие объекты, кот оказывает решающее влияние на развитие эк страны. Гос собственность -общенародной, -региональной. 2) Муниципальная собственность – имущ, принадл органам местн самоуправления. 3) Собственность граждан – имущ граждан (предметы потребления, средства производ для ведения подсоб хоз, жилье, предметы домашнего хоз, средства передвиж и т.п.). 4) Собственность коллективная и корпоративная – имущ, принадл нескольким совладельцам. коллек собств(предприятия товарищ), корпоративной (акционерных обществ). 5) Собственность общественных организаций – имущ, принадл обществ объединен (организациям), явл юридическими лицами.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки 


7. Экономические системы и их типы.

Экономическая система - это механизм распределения ресурсов и результатов производства на уровне общества.

4 типа системы:

1. Рыночная (капиталистическая) добилась наилучших результатов

- Свободная конкуренцие

- Рыночные связи - основная форма хозяйственных связей. Все имеет свою цену. Цена - одно из центральных понятий.

- Частная собственность - основная форма собственности.

- Минимальное вмешательство государства в экономику (система рынков цен)

- Все решения принимают субъекты на свой страх и риск

Распределение продукта осуществляется в соответствии со вкладом факторов или ресурсов в создание продукта. Доля, полученная в результате распределения называется первичным факторным доходом.

В чистом виде не встречается.

2. Плановая (централизованная, командно-административная)

- Плановые связи вместо рыночных. Их определяет государство, а у него никогда не получалось => дефицит

- Господство государственной собственности.

- Вопросы распределения ресурсов решает государство

- Уравнительное распределение, следовательно, нет стимулов

В чистом виде не встречается

3. смешанная (1+2)

- И государство, и частный сектор играют важную роль, государство вмешивается в экономику, но не исключает регулирующую роль рынка

- Государство большинство

4. традиционная

- Традиционные институты общества, церковь, традиции, обычаи оказывают влияние на хозяйственное поведение и распределение продуктов. 


8. Товарное хозяйство. Характеристики товара и денег.

Любая эк – единство натурального и товарного хозяйства.

- Натуральное хозяйство – хоз в кот  производство предназн для непосредственного потребления.Пример: личное подсобное хозяйство

- Товарное хозяйство -  производство продукции предназначено специально для  обмена и продажи. Предпосыл возникн:

- Разделение труда - Разделение имущества(собствен)на факторы и результаты производства

Возникло когда появился обмен элементов товарного хозяйства:

С точки зрения классиков, товарное хозяйство - система товарно-денежных отношений.1. Товар – полезный продукт труда, не для собственного потребления, а для продажи.

Свойства товара:- Полезность - Способность удовлетворять какие либо человеческие потребности = потребительская стоимость.

- Стоимость (труд, воплощенный в товаре) - общественное свойство, учитывающее средние для данного общества затраты труда на создание товара

- Способность обмениваться на другие товары.

- Цена отражает основные свойства товара

ТРУДОВАЯ  ТЕОРИЯ  СТОИМОСТИ  Цена - денежное выражение стоимости товара. Теория в большей степени отражает интересы производителя.

ТЕОРИЯ  ПОЛЕЗНОСТИ.  Цена - денежное выражение потребительской оценки по полезности. Теория в большей степени отражает интересы потребителя, а не производителя. В реальной экономике цены результат договора  и в той или иной мере отражают обе теории.

ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК.Цена товара складывается из суммы затрат факторов производства: капитала, труда и природных ресурсов. Т.к. затраты = издержки => теория издержек.

Цена связана с понятием производственной функции.

2. Деньги - товар особого рода, выполняющий роль товара всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в их функциях:- мера и стоимость - отображение стоимости товаров через цену- средство обращения - деньги, как посредник в обращении товара - (Т - Д - Т'), продажа -(Т - Д), покупка - (Д - Т)

- средство платежа - движение полезного товара и его стоимость разделены во времени (кредит, з/п, налог, штрафы)- средство накопления Д=Д', Д'=Д+∆Д- мировые деньги. Деньги наиболее развитых стран 


9. Рынок, условия его возникновения и функции.

Рынок — это система эк отношений, возникающих на основе устойчивых эк отношений производителей и потребителей.

Входят 3 груп субьектов: дом хоз(деньги расх для удовлетв потребн), бизнес( цель получнь дохода), гос (регулир эконом). Условия возникн:  1)разделение труда, специализация и обмен 2)эк обособленность суб рын хоз.(часн собствен, самост принятие реш),3) свобода предпринимательства.

Функции:

информационная — р дает его участникам инф о необход кол товаров и услуг, их ассортименте и качестве; посредническая — р выступает посредн между производ и потреб; ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции; регулирующая — р приводит в равновесие спрос и предлож; координирующая — р побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. 


10. Спрос и определяющие его факторы. Сдвиг кривой спроса. Закон спроса.

Маршал. Метод математика Курно 1838.

Объем спроса - количество товара, которое желает и может купить лицо или население в единицу времени при определенных условиях. QD (обьем спр на товар А) зависит от ряда факторов.

Функция спроса:

QDА = f (PА, I, τ, W, PАB, Q)

1)PА - цена товара А. 2)I - доход, денежный доход потребителя.

3)τ -  вкусы, предпочтения.4)PАB, - цены на товары субституты (заменители) и комплементы(вместе с основным). 5)W - накопленное имущество и богатство населения. 6)Q - количество потребителей. Зависимость объема спроса от всех перечисленных факторов - функция спроса.

Пусть переменным фактором будет только PА - цена товара, а остальные постоянными. Все факторы сразу трудно исследовать. Поэтому:  QDА = f (PА) - функция спроса от цены.

Кривая спроса отображает закон спроса: 1)с ростом цены, объем спроса уменьшается; 2)с падением цены объем спроса увеличивается; существует обратная (отрицательная) зависимость между ценой и объемом спроса.

Считается что этот закон весьма устойчив и почти всегда действует .Исключение - парадокс Гриффена: война, голод.

 есть еще ложные исключения:

1. Цена - показатель качества.

2. Эффект престижного спроса.

3. Эффект инфляционной психологии

Изменение объема спроса - движение вдоль прямой - изменение от цены

Изменение спроса - сдвиг кривой - изменение неценовых факторов. Когда кр спр сдвиг. Происх переход на др функцию спр и в этом сл говорят что изменился сам спр.

 

11. Предложение и определяющие его факторы. Сдвиг кривой предложения. Закон предложения.

Маршал. Метод аналогии.

Объем предложения - количество товара, которое согласен поставить продавец на рынок в единицу времени при определенных условиях.

Функция предложения:

QSА = f (PА, PK,L,N, K, T, N, Q)

PА - цена товара.

PK,L,N - цена средств производства.

K - технология производства.

T - налоги и дотации.

N - природно-климатические условия.

Q - количество производителей.

Зависимость объема предложения от всех перечисленных факторов - функция предложения.

Пусть переменным фактором будет только PА - цена товара, а остальные постоянными. Все факторы сразу трудно исследовать. Поэтому:

QSА = f (PА) - функция предложения от цены.

Кривая предложения отображает закон предложения: с ростом цены, объем предложения растет; с падением цены, объем предложения уменьшается; существует пряма (положительная) зависимость между ценой и объемом предложения.

Закон неустойчив зависит от фактора времени.

Изменение объема предложения - движение вдоль прямой - изменение от цены

Изменение предложения - сдвиг кривой - изменение неценовых факторов.

Маршал выделил три периода деятельности предприятия:

1. Мгновенный.

2. Короткий.

3. Длительный.

 

12. Модель равновесия спроса и предложения. Цена

Равновесия. Рента потребителя и производителя.

На рынке спрос и предложение встречаются и взаимодействуют. Их взаимодействие представляют графически. Модель равновесия спроса и предложения это модель Маршала.

 

Е – точка равновесия

РЕ – цена равновесия (наилучшая цена для рынка данного товара в данный момент  и любая дугая цена будет хуже т.к. уменьшается объем продаж)

QЕ – равновесный объем продаж (при котором объем спроса = объему предложения)

Цена равновесия - цена по которой потребитель согласен купить, а производитель продать. Устраивает обоих.

- цена при которой объем спроса = объему предложения

Если:

1) Р1 < РЕ , то QD1 > QS1  т.е. объем  спроса больше объема предложения

ситуация неравновесная, будет наблюдаться дефицит QS1QD1

существует тенденция к росту цены до равновесия. Объем продаж равен QS1

Дефицит нельзя отождествлять с физической нехваткой товара на рынке; дефицит уменьшается с ростом цены.

2) Р2 < РЕ , то QS2 > QD2  т.е. объем  предложения превышает объем спроса. Объем продаж равен QD2. Существует тенденция к снижению цены до уровня равновесия. Наблюдается профицит  QD2QS2

Вывод: т.о. при любой цене, кроме равновесной объем продаж уменьшается и это ухудшает ситуацию на рынке.

 

Маршал доказал что наиболее устойчиво равновесие, если график «паутинообразную модель».

В экономике бывают ситуации когда равновесия нет вообще.

 

 Возможна ситуация когда кривые спроса и предложения  имеют одинаковый наклон, как правило отриц; цена равновесия отсутствует, но временно.

1) при любом объеме продаж цена предложения больше цены спроса

2) при любой цене объем предложения превышает объем спроса

Электромобиль -

 

13. Эластичность спроса и ее виды. Факторы, определяющие эластичность спроса.

Степень и быстрота изменения спроса при изменении

Цен характеризуется эластичностью спроса . (коэф. Эласт.- Ed).т.е. отношение процента роста/падения

Объема спроса к проценту роста/паден. Цены товара

Ed=ΔQ/ΔP % P и Q – средние значения объема спроса и цены

Типы эласт.

1.Ed=1 Единичная эластичность. На каждый процент

измен. цены объем спроса измен. соответственно.

 

2. Ed>1 Эластичный спрос – когда объем спроса в % измен быстрее, чем измен цены. Продавцы товаров эластичного спроса должны проводить гибкую ценовую политику т.к. даже маленькое изменение цены может привести к изменению объема товара и выручки.

Цены увелич.незначит.-спрос упалсильно

 

3. Ed>1 неэластичный спрос. Когда объем спроса в % 

измен медленнее чем измен цены в %. 

  

 4. Ed=0 совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса неизмен при любом изменении. 

 

5 Ed =∞ бесконечно эластич спрос, когда объем спроса

измен до бесконечн. При незначит измен цены

товары 1ой необходимости

Спрос зависит от цен, объемов производства, доходов и степени эластичн. товаров.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности спроса:

Ed ( р -сверху пишется) = (∆Q/Q)/(∆P/P)

Коэф.эластич.спроса - показатель относит измен спроса на товар, относит измен цены товара.

Перекрестная эласт. спроса т.е. относит измен спроса на товар 1 к относит. измен цены на товар 2

EdQ1 ( р2 -сверху пишется) = (∆Q1/Q1)/(∆P2/P2)

Если коэф перекр. эластич Е>0, то товары являются заменителями(субститутов)

Если Е<0, то товар явл дополнителем

Если коэф перекр. Эластич стремится к 0, то товар явл независимым.

Эласт спроса по доходу-относит измен спроса, к относит измен дохода.

EQ(R-сверху пишется)= (∆Q/Q)/(∆R/R) 


14. Эластичность предложения и его факторы.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

 E(предл.)= Относительное   изменение объема предложения/Относительное изменение цен

 Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный,          среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

 

15. Общая и предельная полезность. Кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности

Теория предельной полезности - первая теория поведения потребителей. в середине 19 в. сразу в нескольких странах европы возникают сходные теории. Англия - Джеванс, Австрия - Менгер, Швейцария - Вальрос.

Теория, возникшая у экономистов была названа революционной в политической экономике - марженалистической революцией.

Основные идеи:

Цена товара на рынке определяется исключительно субъективными потребительскими предпочтениями покупателей и совершенно не зависит от стоимости. Поэтому полезность выдвигалась в качестве основы цены и подвергалась дальнейшему исследованию.

Различают два вида полезности товаров:

1. Общая полезность. (TU - Total Utility) - совокупная полезность определенного количества блага, которая растет с ростом этого количества. Возможно измерить.

2. Предельная полезность. (MU - Marginal Utility) - прирост общей полезности или дополнительная полезность, получаемая при потреблении каждой новой или еще одной единицы блага. MU=∆TU/∆Q (ютилы) = (util) - Первая предельная величина.

Закон Убывающей Предельной Полезности - предельная полезность падает с ростом количества непрерывно потребляемых благ.

  

С появлением теории дополнительное обоснование получил закон спроса: если полезность каждой дополнительной единицы падает, то потребитель готов покупать больше лишь с падением цены.

Рассматривая проблему рационального потребления потребителя, авторы теории считали, что предельные полезности имеют отношение к ценам. Т.е. цены тяготеют к предельным полезностям, а равновесие наступает для потребителя, когда предельные полезности товаров уравновешиваются по их ценам: MU1/P1 = MU2/P2 = λconst. На рынке потребитель максимизирует полезность и находится равновесии, если распределяет имеющиеся у него деньги между благами так, чтобы одинаковый прирост полезности от каждой денежной единицы.

Впервые в центр экономики и анализа поставлено не производство и производитель, а потребитель с его субъективными предпочтениями. Появляется предельный, основанный на изучении дополнительных приростных, бесконечно малых величин, анализ.

Критика:

Нереалистично измерить количество полезности.

поэтому дальнейшее развитие теории пошло в сторону отказа от возможности измерить полезность. Вместо нее был предложено воспользоваться другим понятием - предпочтение и безразличие. Поэтому следующая теория была названа теорией выявленных предпочтений. (Самуэльсон, Хикс)

 

16. Ординалистский подход к анализу потребительского поведения. Модель равновесия потребителя.

Есть 2 товара 1 товар- q1, 2товар-q2, тогда q1 и q2-потребительская корзина. Имеет количественную характеристику и определ. полезность корзины для потребителя.(U). Математич описыв в функции полезности- U=f (q1:q2) выраж в кол-ве или деньгах. Формула Коба-Дугласа. Графич изобр

 

Кривая безразличия - потребитель получает одинаковую полезность при потреблении разного кол-ва q1 и q2 (это линия, каждая точка которой показывает набор двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.)

При измен цен, доходов, времени года –разные кривые безразличия для данного покупателя

Карта безразличия

 

Кривая безразл. Для жестко взаимодополняемых товаров:

Кривая безразличия для товаров с безразлично одинаковой полезностью:

 

 Наличие в наборе нежелательного товара

 Наличие в наборе нейтрального товара

  

Явление насышения

1товар заменит на много других

бюджетная линия – линия, каждая точка которой выражает набор 2х товаров требующих от потребителя одинаковых затрат и доступных потребителю при его денежном доходе и ценах на товар:

 

Уравнение бюджетной линии:

R=Pq1+Pq2

R - денежный доход

Max-полезность  min-затраты

Правила:

- попасть на бюджетную линию – потратить весь доход на 2 товара

- внутри треугольника 0АВ – доступно по цене, но останутся деньги

- А и В – доход потратиться весь на 1 товар

- сдвиг линии параллельно самой себе означает изменение денежного дохода(

Создать бесплатный сайт с uCoz