1. Три стадии развития европейского зодчества. 1. Эра ремесленного зодчества. Первая стадия развития мирового зодчества. Искусство не выделилось из ремесла, не было авторским. Преобладало творчество по образцам и канонам. Не было системы худ. образования. Строительные технологии, арх. формы оставались неизменными на протяжении жизни целых поколений. Ускоренное развитие с 14в получили регионы Западной Европы.. 2. Стадия художественных стилей. Культурная революция европейского возрождения. Свобода личности, ее созидательная роль. Зодчество стало авторским, проектным, получило статус «художества», хотя и сохранило ремесленную основу в строительстве. Систематическое арх. образование. Архитектура обратилась к формам античности. Так родился европейский архитектурный историзм. Архитекторы, оставшись строителями, стали теперь и художниками 3. Стадия формотворческих концепций. Революция авангарда в 1910х гг. Резко усложнилась картина мира и появилось предчувствие надвигающихся перемен. Цель авангарда – освободить искусство от исторических наслоений, вернуться к его чистой, первичной сущности. Дисгармония, диссонанс способны выразить динамизм жизни. Стремление к единому стилю эпохи освободило место борьбе и взаимодействию индивидуально – грапповых концепций формообразования. 2 стержневых направления: -Архитектурный рационализм. Вторичность формы по отношению к содержанию. Проектирование изнутри – наружу. Архитектурный романтизм. Вторичность содержания по отношению к форме. Проектирование снаружи – внутрь.
2. Общая картина формотворческих направлений в архитектуре XX века. формализм Проект института В. И. Ленина в Москве, И. Леонидов, 1927г. 1. Архитектура XX века: основные формотворческие направления. Различия между субъективистским (формализм) и объективистским (структурализм) направлениями в современной архитектуре.
Развитие арх-ры XX века протекало крайне динамично, с частой сменой направлений и школ. Наиболее значительные из них – функционализм (модернизм), экспрессионизм, структурализм. Наряду с ними развивались альтернативные движения регионализма, органичной архитектуры, историзма и др. В значительно меньших объемах присутствует изобразительный символизм. В конце века формируются постмодернизм, хай-тек, деконструктивизм. Однако, наиболее устойчивыми на протяжении столетия остаются принципы архитектурного функционализма, составлявшие рационалистическое ядро современного движения, и наиболее полно отвечающие рациональным принципам архитектурной деятельности в целом. Динамизм общественного развития определил не только частую смену эстетических течений, но и волнообразный характер их возвратных проявлений. Формализм – направление, в котором главное внимание уделяется форме сооружения, формалисты пытались найти идеальную форму здания, а потом поместить туда необходимую функцию. Структурализм - художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Его сущность заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы. В области эстетизации функционально обусловленной формы структурализм противостоит функционализму 1920-х гг., который не исповедовал подчинения объёмной формы чисто композиционным требованиям. Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х гг. Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами, применяя их как в исторических, так и в новых конструктивных формах, например, в плоскостных и пространственных гнутоклееных конструкциях из древесины. Таким образом, структурализм стал путём подлинно тектонического освоения техники в отличие от романтизированного техницизма в раннем функционализме. Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством американских архитекторов Л. Кана и П. Рудольфа в 1950-1960-х гг. Структурирование формы здания, его объёмов и пространств в работах Л. Кана исходит из функционального назначения последних и требуемого в них микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Он группирует основные и вспомогательные помещения в самостоятельные объёмно-пространственные элементы, считая, что "архитектура- разумный способ организации пространства... Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых. Одна - брутальная, другая - ажурная, полная света". Гармонизируя форму и ритм чередования объёмов групп основных и обслуживающих помещений, Л. Кан нашел исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий. формализм Храм Тернового венца, Бразилиа, О. Нимейер, 1960г.
формализм Комплекс правительственных зданий на площади Трёх властей, Бразилия, О. Нимейер, 1960г.
структурализм Министерство автодорог Грузии, Тбилиси, Г. Чахава
структурализм Пансионат "Дружба", Ялта, Н. Василевский, Ю. Степанчук
структурализм Малый олимпийский дворец спорта, Рим, А. Вителлоцци, П.-Л. Нерви, 1957г.
Архитектура XX века: основные формотворческие направления. Различия между субъективистским (формализм) и объективистским (структурализм) направлениями в современной архитектуре.
1 пол 20 в – две WW повлияли на арх в большей степени. 2 пол – более целостное состояние. Усложнение, появл новых напр-ий в стилях (подстили). СССР Произошли многие изменения после смерти Сталина (53 г). При нем строили добротно, из кирпича, но долго. В 1955 году – постановление ЦК об уменьшении излишеств. С этого времени – индустриализация стр-ва, ДСК (домостроительные кооперативы), типовое строительство. Соц.найм гос-ва => обеспечить людей жильем. Всё очень маленькое. ОКС/УКС – отдел/управление кап строительства. Эти организации и были заказчиками. Следовательно, шло усреднение архитектуры. Все согласовывалось только после подписи строителей, которые все упрощали под себя. Застройка экстенсивная- занятие новых территорий. США Разбогатели после 2WW. 1960е – доктрина общества изобилия. Шли от желаний потребителя= некоторый упадок арх-ры. Именно в США и зародилась концепция ПМ, граничащего с китчем. А также, там стали возникать индивидуальные проекты. ФРАНЦИЯ Законодатель мод в мире. Культур центр. Решила вернуть себе этот статус (ослабла после WW) =>президент Ж.Помпиду – 7 бол проектов => удивить весь мир => центр Помпиду, Дефанс. ГЕРМАНИЯ Побежденная страна. После 2хWW бедность и раскол на 2 части. Зап Герм – план Маршалла по возрождению побежд-х стран (Герм и Япония). Восточ Герм – под влиянием соцлагеря. Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Ближний Восток - быстрый эконом рост, культурный подъем стран 3 мира. Англия – концепция брутализма. Нет эконом чуда.
Развитие арх-ры XXв протекало крайне динамично, с частой сменой направлений и школ. Наиб значит – функционализм (модернизм), экспрессионизм, структурализм. Также развив альтернатив движения органичной арх-ры, историзма и др. В конце века формир ПМ, хай-тек, Дек. Наиб устойчивыми на протяжении столетия - принципы функционализма ( рационалистич ядро соврем движения). Наиболее полно отвечающие рацион принципам арх деят в целом. Динамизм общественного развития определил не только частую смену эстетич течений, но и волнообразный характер их возвратных проявлений.
2. Монументализм в современной архитектуре. Природа явления, формы реализации. Имена и постройки. Создание репрезентативных соор, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладает качествами «большой формы», поскольку рассчитано на восприятие издали, со многих точек зрения, не изолированно, а массово. =>исп качества большой формы: масштабность, пропорциональность, гармония частей целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, возвышенное звучание цветов. Основные принципы: соответствие однообразного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве.
Россия. Проявл-ся в обществ-х зданиях . 55-61 гг. Типичный пример хитрого хода - плоская прокция портика с антаблементом. "пилонная арх-ра". Этот прием оказался очень подходящим. Ордерная арх в упрощенном виде. Запрет декора. - 1920-е.Лангман. Динамо в Москве. сейчас решили снести. Даже в эпоху конструктивизма - тяга к монумент портикам из ж/б - Фомин. Дом Динамо. Ж/б, двойные колонны, по-новому, но монументально. - ТЮЗ, СПб, А. Жук, 60г – Пилонная ар-ра, не связан с детским масштабом. Не на своем месте -РНБ, СПб, В. Щербин, 1974г. Огромн антаблемент, сталинский, но упрощенный подход, плохое зд. - здание Финл. вокзала. Баранов, Лукин.Внутри - большая пологая оболочка, инженерное достижение того вр. Образовалась площадь - открыто, входит в панораму. Тонкий шпиль не тянет, арх-ры это понимали. - типовые здания власти в провинциальных городах. - здание СССР М-ва. Строят на террит Кремля. Т.к. нельзя выше колокольни Ивана Великого (72 м), вниз на 15 м. Вход – прямой козырек. Пропорции нормально вписываются.
- 78г. Арх. Чичурин. зд. Советов министров РСФСР. Белый Дом. Низ пилонный, верх - более мелкомасштабный. - гостиница Пулковская. Пл. Победы. Прием – сдвоенные пилоны. 2х частный антаблемент – игра, мощные пилоны. - Эстония. Тарту. Библиотека. пилоны превращаются в ребра. Более интересный образ, меньше торжественности, больше игры. (торчит куб) - М-ва. Здание райкома КПСС. Ар Лебедев.Устрашающий пример. Власть отгорожена этим забором от народа, точное отражение положения 1980-х. Вход – как ущелье. После 90х не строили обществ зд => пилоны ни к чему => более легкие здания – жильё.
- Рикардо Бофил – функциональность, даже колонны эксплуатируемы> Озерная аркада. Франция. 82 год. Образ римского виадука. Крупные классические формы в которых закомпановано жилье
- другой подход к монументализму - увеличенный масштаб и плоскости. Монументальность без ордерной тектоники.
Марио Ботта. выступает за связь с природой, но парадоксальным способом (в отличие от Райта). Противопоставление здания природе, как если бы оно упало с неба. -частный дом 80е годы. Обогащает чистую форму вырезами, не ломая её, а подчеркивая.Щемящие щели.Симметрично.Лаконично. -Легкие приставки (сверху) подчеркивают массивность зд. Всегда заметна игра 4. частный дом. полуцилиндр обработан вырезами. Объем дополняет стенками. Контрастирующие материалы - кирпичная кладка с богатой фактурой и стекло. 6. Музей современного искусства в Сан-Франциско. Монументальный фасад противопоставлен пестроте города. Ступенчатая композиция. контраст белого и красного. В цилиндре огромный атриум. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 3. Жилые дома 7. Вилла Виганелло, Швейцария - Собор в городе Эври не далеко от Парижа. Первое культовое зд построенное во Франции за последние 100лет. Овальный цилиндр со срезкой в верху. Кирпич и камень. С мелкими окошками в ритмическом ряду. Изящная колокольня. Наверху деревья.
Монументализм 2 (Россия)
ТЮЗ, СПб, А. Жук, 1962г. Монументализм в современной арх-ре. Природа явления, формы реализации. Имена и постройки.
Первая половина прошедшего века — время грандиозных попыток построения обществ нового типа, которые были предприняты в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Наиболее впечатляющий характер носили они в СССР и Германии, причем важнейшую роль в реализации данных проектов играло искусство, которое ныне принято толковать как крайне политизированное и идеологизированное. Не в меньшей, на наш взгляд, степени верно и обратное утверждение — сама политика в новых условиях приобрела радикально эстетическое измерение, сама жизнь стала интерпретироваться по меркам искусства. Эстетику подобного толка можно охарактеризовать как монументальную. В это время формируется монументальное искусство. К нему относятся те жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладает качествами «большой формы», поскольку рассчитано на восприятие издали, со многих точек зрения, не изолированно, а массово. Для этого используются такие качества большой формы, как масштабность, пропорциональность, гармония частей целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, возвышенное звучание цветов. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений монументального искусства: соответствие однообразного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве.
Дом мод, СПб, Левинсон, 1952г.
РНБ, СПб, В. Щербин, 1974г.
Монументализм нового типа, основанный не на использовании аналогий с историческим зодчеством, а на использовании монументальных форм (куб, цилиндр, шар, конус, пирамида) Музей современного искусства в Сан-Франциско, М. Ботта
Культурный центр Мальро, Чембери, М. Ботта, 1987г.
Историзм GFT Building. Aldo Rossi
И если конец XIX и начало ХХ столетия были во многом попытками применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика XIX в., "модерн" -- югенд-штиль -- ар-нуво, "неорусский" стиль, "псевдоготика"), то далее мы видим историю ХХ века, историю борьбы модернизма и историзма. Все стили, появлявшиеся в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии. Ар-деко, "сталинский соцреализм", неоклассика, постмодернизм - стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм - стили модернизма. Историзм - важнейший принцип нового направления, полемически заостренный против универсальности «интернационального стиля». Теоретическое рождение историзма относится к концу 50-х годов. В это время возник вопрос о том, какую архитектуру можно противопоставить модернизму с его «экспрессией бетонного блока, массивностью сочленений и общей бруталистской трактовкой». Наиболее интересным архитектором, отошедшим от эстетики модернизма в поисках декора являлся, в то время, Филипп Джонсон, по праву считавшийся наиболее образованным и умным «истористом». Но его публицистические работы оказали большее влияние на развитие постмодернизма нежели его архитектура. «Мое направление ясно: эклектическая традиция. Это не академическое воскрешение. Здесь нет классических ордеров и греческих флеронов. Я пытаюсь взять то, что нравится, из всей истории. Мы не можем не знать истории» (Ф. Джонсон). Теоретически он был более «истористом», чем на практике. Как ученик Миса, он навсегда остался приверженцем «чистой формы», используя коды, известные лишь посвященным, фактически, никогда не прибегая к орнаменту, региональности или контекстуализму. Одним из первых архитекторов - модернистов, по-настоящему нарочито использующим символику классической архитектуры был Роберт Вентури. В его сооружениях акцентируется богато декорированный фасад, используются утрированные детали. Отличительной чертой применения классических архитектурных форм в эти годы становится их нарочитое упрощение в силу ошибочного представления, что эти меры способствуют монументализации архитектурного образа. Колонны теряют энтазис (а иногда и капитель), пропорции ордера утяжеляются, а композиции в целом приобретают членения крупного масштаба.
Robert C. Byrd. United States Courthouse and Federal Building, Beckley, West Virginia. RAS.
Пластицизм в современной архитектуре. Формы проявления. Характерные примеры.
Выходит из формализма 1ой пол 20 в. Вольная, фантазийная архитектура, форма первична. Как правило и высокие и малые сооружения П всегда доминируют в среде.
Основной признак - чистый геометрич объем, наличие исходного модуля и его трансформация (Охта-центр) Пластицизм - макс выявление свойств материала. Классические в своей простоте исп-ия каменных плит древнеегипетские пирамиды – пластицизм. Элементарная форма – цилиндр => нюансы – выгрызы, нет куска
Москва. СЭВ (совет экон. взаимопомщи). На берегу Москвы-реки в 1963-70 гг арх Посохиным, Медоянцем, Свирским.
КЕНЗО ТАНГЕ
ЧУМИ БЕРНАРД
Фрэнк Гери (Frank Gehry): Dancing House Fred and Ginger («Танцующий дом» - «Джинжер и Фрэд» в Праге) 1955
Неоконструктивизм.
... Новый метод коренным образом перевооружает зодчего. Он дает здоровое направление его мыслям, неизбежно устремляя их от главного к второстепенному, заставляя его отбрасывать ненужное и искать художественную выразительность в самом важном и необходимом".
Стилевое влияние оказывали и другие течения советской архитектуры. Так, ленинградская группа ОСА стилизовала свои проекты под супрематизм Малевича, да и сами лидеры конструктивизма испытали это влияние. |