1. Три стадии развития европейского зодчества.

1. Эра ремесленного зодчества. Первая стадия развития мирового зодчества. Искусство не выделилось из ремесла, не было авторским. Преобладало творчество по образцам и канонам. Не было системы худ. образования. Строительные технологии, арх. формы оставались неизменными на протяжении жизни целых поколений. Ускоренное развитие с 14в получили регионы Западной Европы..

2. Стадия художественных стилей. Культурная революция европейского возрождения. Свобода личности, ее созидательная роль. Зодчество стало авторским, проектным, получило статус «художества», хотя и сохранило ремесленную основу в строительстве. Систематическое арх. образование. Архитектура обратилась к формам античности. Так родился европейский архитектурный историзм. Архитекторы, оставшись строителями, стали теперь и художниками

3. Стадия формотворческих концепций. Революция авангарда в 1910х гг. Резко усложнилась картина мира и появилось предчувствие надвигающихся перемен. Цель авангарда – освободить искусство от исторических наслоений, вернуться к его чистой, первичной сущности. Дисгармония, диссонанс способны выразить динамизм жизни. Стремление к единому стилю эпохи освободило место борьбе и взаимодействию индивидуально – грапповых концепций формообразования.  2 стержневых направления:

-Архитектурный рационализм. Вторичность формы по отношению к содержанию. Проектирование изнутри – наружу.

Архитектурный романтизм. Вторичность содержания по отношению к форме. Проектирование снаружи – внутрь.

 

2. Общая картина формотворческих направлений в архитектуре XX века.

формализм

Проект института В. И. Ленина в Москве, И. Леонидов, 1927г.

 

1. Архитектура XX века: основные формотворческие направления. Различия между субъективистским (формализм) и объективистским (структурализм) направлениями в современной архитектуре.

 

Развитие арх-ры XX века протекало крайне динамично, с частой сменой направлений и школ. Наиболее значительные из них – функционализм (модернизм), экспрессионизм, структурализм. Наряду с ними развивались альтернативные движения регионализма, органичной архитектуры, историзма и др. В значительно меньших объемах присутствует изобразительный символизм. В конце века формируются постмодернизм, хай-тек, деконструктивизм. Однако, наиболее устойчивыми на протяжении столетия остаются принципы архитектурного функционализма, составлявшие рационалистическое ядро современного движения, и наиболее полно отвечающие рациональным принципам архитектурной деятельности в целом. Динамизм общественного развития определил не только частую смену эстетических течений, но и волнообразный характер их возвратных проявлений.

Формализм – направление, в котором главное внимание уделяется форме сооружения, формалисты пытались найти идеальную форму здания, а потом поместить туда необходимую функцию.

Структурализм - художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Его сущность заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы. В области эстетизации функционально обусловленной формы структурализм противостоит функционализму 1920-х гг., который не исповедовал подчинения объёмной формы чисто композиционным требованиям.

Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х гг.

Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами, применяя их как в исторических, так и в новых конструктивных формах, например, в плоскостных и пространственных гнутоклееных конструкциях из древесины. Таким образом, структурализм стал путём подлинно тектонического освоения техники в отличие от романтизированного техницизма в раннем функционализме.

Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством американских архитекторов Л. Кана и П. Рудольфа в 1950-1960-х гг. Структурирование формы здания, его объёмов и пространств в работах Л. Кана исходит из функционального назначения последних и требуемого в них микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Он группирует основные и вспомогательные помещения в самостоятельные объёмно-пространственные элементы, считая, что "архитектура- разумный способ организации пространства... Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых. Одна - брутальная, другая - ажурная, полная света". Гармонизируя форму и ритм чередования объёмов групп основных и обслуживающих помещений, Л. Кан нашел исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий.

формализм

Храм Тернового венца, Бразилиа, О. Нимейер, 1960г.

 

формализм

Комплекс правительственных зданий на площади Трёх властей, Бразилия, О. Нимейер, 1960г.

 

 

структурализм

Министерство автодорог Грузии, Тбилиси, Г. Чахава

 

 

структурализм

Пансионат "Дружба", Ялта, Н. Василевский, Ю. Степанчук

 

структурализм

Малый олимпийский дворец спорта, Рим, А. Вителлоцци, П.-Л. Нерви, 1957г.

 

     Архитектура XX века: основные формотворческие направления. Различия между субъективистским (формализм) и объективистским (структурализм) направлениями в современной архитектуре.

 

1 пол 20 в – две WW повлияли на арх в большей степени.

2 пол – более целостное состояние. Усложнение, появл новых напр-ий в стилях (подстили).

         СССР

Произошли многие изменения после  смерти Сталина (53 г). При нем строили добротно, из кирпича, но долго. В 1955 году – постановление ЦК об уменьшении излишеств. С этого времени – индустриализация стр-ва, ДСК (домостроительные кооперативы), типовое строительство. Соц.найм гос-ва => обеспечить людей жильем. Всё очень маленькое.

ОКС/УКС – отдел/управление кап строительства. Эти организации и были заказчиками. Следовательно, шло усреднение архитектуры. Все согласовывалось только после подписи строителей, которые все упрощали под себя.   Застройка экстенсивная- занятие новых территорий. 

         США

Разбогатели после 2WW. 1960е – доктрина общества изобилия. Шли от желаний потребителя= некоторый упадок арх-ры. Именно в США и зародилась концепция ПМ, граничащего с китчем.

А также, там стали возникать индивидуальные проекты.

         ФРАНЦИЯ

Законодатель мод в мире. Культур центр. Решила вернуть себе этот статус (ослабла после WW)

=>президент Ж.Помпиду – 7 бол проектов => удивить весь мир => центр Помпиду, Дефанс.

        ГЕРМАНИЯ

Побежденная страна. После 2хWW бедность и раскол на 2 части. Зап Герм – план Маршалла по возрождению побежд-х стран (Герм и Япония). Восточ Герм – под влиянием соцлагеря.

        Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Ближний Восток - быстрый эконом рост, культурный подъем стран 3 мира.

       Англия – концепция брутализма. Нет эконом чуда.

 

       Развитие арх-ры XXв протекало крайне динамично, с частой сменой направлений и школ.

Наиб значит – функционализм (модернизм), экспрессионизм, структурализм. Также развив альтернатив движения органичной арх-ры, историзма и др.  В конце века формир ПМ, хай-тек, Дек.

          Наиб устойчивыми на протяжении столетия - принципы функционализма

( рационалистич ядро соврем движения). Наиболее полно отвечающие рацион принципам арх деят в целом.

Динамизм общественного развития определил не только частую смену эстетич течений, но и волнообразный характер их возвратных проявлений.
        Субъект - Формализм – направление, в кот главное внимание уделяется форме соор, пытались найти идеальную форму здания, а потом поместить туда необх функцию.
        Объект - Структурализм - сформировался в 1950-1960-е гг. и базируется на эстетизации конструктивной формы. Противостоит функц-зму 20х.
Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно работает с традиц материалами, применяя их как в исторических, так и в новых констр формах, например, в плоскостных и пространственных гнутоклееных констр из древесины. 

 

2. Монументализм в современной архитектуре. Природа явления, формы реализации. Имена и постройки.

      Монумент искусство формир во то время, когда во многих странах мира производятся попытки построения новых типов общества. Это 1 пол 20 века. Особенно мощно - в СССР и Германии.

Создание репрезентативных соор, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладает качествами «большой формы», поскольку рассчитано на восприятие издали, со многих точек зрения, не изолированно, а массово.

=>исп качества большой формы:  масштабность, пропорциональность, гармония частей целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, возвышенное звучание цветов.

Основные принципы: соответствие однообразного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве.

 

Россия. Проявл-ся в обществ-х зданиях . 55-61 гг.

Типичный пример хитрого хода - плоская прокция портика с антаблементом. "пилонная арх-ра". Этот прием оказался очень подходящим. Ордерная арх в упрощенном виде. Запрет декора.

- 1920-е.Лангман.  Динамо в Москве. сейчас решили снести. Даже в эпоху конструктивизма - тяга к монумент портикам из ж/б

- Фомин. Дом Динамо. Ж/б, двойные колонны, по-новому, но монументально.

- ТЮЗ, СПб, А. Жук, 60г – Пилонная ар-ра, не связан с детским масштабом. Не на своем месте

-РНБ, СПб, В. Щербин, 1974г. Огромн антаблемент, сталинский, но упрощенный подход, плохое зд.

- здание Финл. вокзала. Баранов, Лукин.Внутри - большая пологая оболочка, инженерное достижение того вр. Образовалась площадь - открыто, входит в панораму. Тонкий шпиль не тянет, арх-ры это понимали.

- типовые здания власти в провинциальных городах.

- здание СССР М-ва. Строят на террит Кремля. Т.к. нельзя выше колокольни Ивана Великого (72 м), вниз на 15 м. Вход – прямой козырек. Пропорции нормально вписываются.

  

- 78г. Арх. Чичурин. зд. Советов министров РСФСР. Белый Дом. Низ пилонный, верх - более мелкомасштабный.

- гостиница Пулковская. Пл. Победы.

Прием – сдвоенные пилоны. 2х частный антаблемент – игра, мощные пилоны.

- Эстония. Тарту. Библиотека. пилоны превращаются в ребра. Более интересный образ, меньше торжественности, больше игры.

(торчит куб)

- М-ва. Здание райкома КПСС. Ар Лебедев.Устрашающий пример. Власть отгорожена этим забором от народа, точное отражение положения 1980-х. Вход – как ущелье.

            После 90х не строили обществ зд => пилоны ни к чему => более легкие здания – жильё.

 

- Рикардо Бофил – функциональность, даже колонны эксплуатируемы> Озерная аркада. Франция. 82 год. Образ римского виадука. Крупные классические формы в которых закомпановано жилье

 

   - другой подход к монументализму - увеличенный масштаб и плоскости. Монументальность без ордерной тектоники.

  

 

      Марио Ботта. выступает за связь с природой, но парадоксальным способом (в отличие от Райта). Противопоставление здания природе, как если бы оно упало с неба.

-частный дом 80е годы. Обогащает чистую форму вырезами, не ломая её, а подчеркивая.Щемящие щели.Симметрично.Лаконично.

-Легкие приставки (сверху) подчеркивают массивность зд.

Всегда заметна игра

4. частный дом. полуцилиндр обработан вырезами. Объем дополняет стенками. Контрастирующие материалы - кирпичная кладка с богатой фактурой и стекло.

6. Музей современного искусства в Сан-Франциско. Монументальный фасад противопоставлен пестроте города. Ступенчатая композиция. контраст белого и красного. В цилиндре огромный атриум.

1.  2.   3.   4.   5.   6.  

 7.

3. Жилые дома 7. Вилла Виганелло, Швейцария

- Собор в городе Эври не далеко от Парижа. Первое культовое зд построенное во Франции за последние 100лет. Овальный цилиндр со срезкой в верху. Кирпич и камень. С мелкими окошками в ритмическом ряду. Изящная колокольня. Наверху деревья.

 

Монументализм 2 (Россия)

 

ТЮЗ, СПб, А. Жук, 1962г.

 

Монументализм в современной арх-ре. Природа явления, формы реализации. Имена и постройки.

 

Первая половина прошедшего века — время грандиозных попыток построения обществ нового типа, которые были предприняты в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Наиболее впечатляющий характер носили они в СССР и Германии, причем важнейшую роль в реализации данных проектов играло искусство, которое ныне принято толковать как крайне политизированное и идеологизированное. Не в меньшей, на наш взгляд, степени верно и обратное утверждение — сама политика в новых условиях приобрела радикально эстетическое измерение, сама жизнь стала интерпретироваться по меркам искусства. Эстетику подобного толка можно охарактеризовать как монументальную.

В это время формируется монументальное искусство. К нему относятся те жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладает качествами «большой формы», поскольку рассчитано на восприятие издали, со многих точек зрения, не изолированно, а массово. Для этого используются такие качества большой формы, как масштабность, пропорциональность, гармония частей целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, возвышенное звучание цветов. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений монументального искусства: соответствие однообразного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве.

 

Дом мод, СПб, Левинсон, 1952г.

  

РНБ, СПб, В. Щербин, 1974г. 

   

Монументализм нового типа, основанный не на использовании аналогий с историческим зодчеством, а на использовании монументальных форм (куб, цилиндр, шар, конус, пирамида)

Музей современного искусства в Сан-Франциско, М. Ботта

 

Культурный центр Мальро, Чембери, М. Ботта, 1987г.

 

 

Историзм

GFT Building. Aldo Rossi

 

И если конец XIX и начало ХХ столетия были во многом попытками применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика XIX в., "модерн" -- югенд-штиль -- ар-нуво, "неорусский" стиль, "псевдоготика"), то далее мы видим историю ХХ века, историю борьбы модернизма и историзма. Все стили, появлявшиеся в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии. Ар-деко, "сталинский соцреализм", неоклассика, постмодернизм - стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм - стили модернизма.

Историзм - важнейший принцип нового направления, полемически заостренный против универсальности «интернационального стиля».

 Теоретическое рождение историзма относится к концу 50-х годов. В это время возник вопрос о том, какую архитектуру можно противопоставить модернизму с его «экспрессией бетонного блока, массивностью сочленений и общей бруталистской трактовкой». Наиболее интересным архитектором, отошедшим от эстетики модернизма в поисках декора являлся, в то время, Филипп Джонсон, по праву считавшийся наиболее образованным и умным «истористом». Но его публицистические работы оказали большее влияние на развитие постмодернизма нежели его архитектура. «Мое направление ясно: эклектическая традиция. Это не академическое воскрешение. Здесь нет классических ордеров и греческих флеронов. Я пытаюсь взять то, что нравится, из всей истории. Мы не можем не знать истории» (Ф. Джонсон). Теоретически он был более «истористом», чем на практике. Как ученик Миса, он навсегда остался приверженцем «чистой формы», используя коды, известные лишь посвященным, фактически, никогда не прибегая к орнаменту, региональности или контекстуализму. Одним из первых архитекторов - модернистов, по-настоящему нарочито использующим символику классической архитектуры был Роберт Вентури. В его сооружениях акцентируется богато декорированный фасад, используются утрированные детали. Отличительной чертой применения классических архитектурных форм в эти годы становится их нарочитое упрощение в силу ошибочного представления, что эти меры способствуют монументализации архитектурного образа. Колонны теряют энтазис (а иногда и капитель), пропорции ордера утяжеляются, а композиции в целом приобретают членения крупного масштаба.

 

Robert C. Byrd. United States Courthouse and Federal Building, Beckley, West Virginia. RAS.

 

 

 

Пластицизм в современной архитектуре. Формы проявления. Характерные примеры.

 

Выходит из формализма 1ой пол 20 в. Вольная, фантазийная архитектура, форма первична.

Как правило и высокие и малые сооружения П всегда доминируют в среде.

  1. ПЛ Высотный. Самая наглядная скульптура –высотное здание.

Основной признак - чистый геометрич объем, наличие исходного модуля и его трансформация (Охта-центр)

Пластицизм - макс выявление свойств материала. Классические в своей простоте исп-ия каменных плит древнеегипетские пирамиды – пластицизм.
С 1950 по 1965 архитектор ЛеКорбюзье структурирует авангардный стиль — «новый пластицизм». Сбалансированные строгие здания заменяются пластическими живыми формами. На протяжении десяти лет (1950–1960) Ле Корбюзье работал над самым большим проектом в своей карьере. Был создан план перестройки столицы штата Пенджаб — Чиндигарх.

Элементарная форма – цилиндр => нюансы – выгрызы, нет куска

  1. Небоскреб Пирелли, Милан Арх. Джио Понти, 1950е

Москва. СЭВ (совет экон. взаимопомщи). На берегу Москвы-реки в 1963-70 гг  арх Посохиным,  Медоянцем,  Свирским.

 

 

КЕНЗО ТАНГЕ
знаменнитый арх-р в 60-е г. в Японии.
ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ
принцип параболической гиперболы
кривая форма получается из прямой опалубки

 

ЧУМИ БЕРНАРД
ПАРИЖ
ПАРК ЛЯ ВИЛЕТ
павильон на основании неофункциональной эстетики

 

Фрэнк Гери (Frank Gehry): Dancing House Fred and Ginger («Танцующий дом» - «Джинжер и Фрэд» в Праге) 1955

 

 

Неоконструктивизм.


В 1972 были взорваны постройки района Прютт-Айгоу в городе Сент-Луисе. Этот район был построен согласно принципам СIАМ в 1951-55 гг. и состоял из 11-этажных пластин домов. Монотонность и однообразие среды, неудобства расположения мест для общения и коллективной работы, привели к недовольству жителей. которые стали покидать этот район, резко выросла преступность. Муниципалитет, потерявший контроль над почти обезлюдившим районом, распорядился взорвать его постройки. Данное событие было провозглашено Чарльзом Дженксом: "Концом "новой архитектуры". Будущее признавалось за направлением постмодернизма. Но по прошествии 20 лет можно видеть полную несостоятельность этого утверждения. Большинство современных построек, особенно общественных зданий, отражают те течения, которые продолжают традиции "новой архитектуры" 20-30-х годов, преодолевая недостатки, которые привели к ее кризису. Сегодня можно говорить о трех таких направлениях, которые, несмотря на отличающие их особенности, тесно взаимодействуют друг с другом. Это неоконструктивизм, Деконструктивизм и хай-тек.
Темой этой статьи является рассмотрение течения неоконструктивизм. Сам термин говорит уже об истоках этого направления, а именно о конструктивизме. Поэтому, чтобы разобраться в неоконструктивизме, нужно знать, что понимают под конструктивизмом и в чем заключались его основные принципы.
Термин "конструктивизм" появился в России в начале 20х годов (1920-1921) и был связан с образованием рабочей группы конструктивистов ИНХУКа, которые ставили своей задачей "борьбу с художественной культурой прошлого и агитацию нового мировоззрения». В советском искусстве в начале 20-х годов этому термину придавали следующие значения: связь с технической конструкцией, связь со структурной организацией художественного произведения, связь с методом работы инженера - процессом конструирования, связь с задачей организации предметной среды человека. В советской архитектуре под ним, прежде всего, понимали новый метод проектирования, а не просто оголенные технические конструкции.
Основные задачи и черты раннего конструктивизма были определены М.Гинзбургом следующим образом: во-первых, "архитектору необходимо извлечь из житейски утилитарных задач, решаемых им, весь таящийся в них творчески-потенциальный материал ... с наименьшей затратой человеческой энергии", используя "все качества и возможности строительного материала и наиболее совершенные конструкции сегодняшнего дня".
Во-вторых, "имея дело с прозаическими сторонами жизни, приближаясь к мастеру и конструктору, архитектор неизбежно должен заразиться от них их методом работы ... Архитектор почувствует тогда себя не декоратором жизни, а ее организатором". И далее: "... подсознательное, импульсивное творчество должно будет смениться ясным и отчетливым организационным методом".
В-третьих, "под влиянием этого нового метода началось и характерное для наших дней изживание и перерождение старой классической системы архитектурного мышления ... Архитектурные памятники, оголенные очищенные от блестящей и поверхностной одежды, предстали во всей прелести и неожиданной остроте аскетизма". Это стремление к простому и ясному выражению привело к усилению таких композиционных средств и приемов, как ритм, пропорции, объемно-пространственная композиция.
В-четвертых, "рационализм и условия современной техники выясняют другую черту нового стиля, чреватую последствиями. Речь идет о стандартизации строительного производства, о массовом изготовлении машинным путем отдельных деталей архитектуры, отдельных составных частей ее".
В-пятых, масштаб современного строительства в условиях стандартизации, - это "масштаб градостроительства в своем самом широком пределе".
На этом этапе огромное влияние оказали шесть проектов братьев Весниных 1923-1925 годов: проект Дворца труда в Москве, московского отделения газеты "Ленинградская правда", акционерного общества "Аркос", ангара для самолетов, телеграфа, универмага. Они создали такой мощный формально-стилистический задел, что Веснины стали восприниматься как бесспорные творческие лидеры нового течения.
Организационно оформление нового творческого объединения архитекторов-конструктивистов произошло в конце 1925 года. Организация получила название Объединение современных архитекторов (ОСА). Во главе ее стояли А.Веснин, М.Гинзбург, В.Веснин.
На этапе раннего конструктивизма (начало 20-х годов) теоретические тексты его сторонников посвящены - основном анализу взаимоотношения технических и формально эстетических средств и приемов архитектурной формы. Позже его лидеры пытались установить характер и степень обратного влияния целей на формообразование - обосновать функциональную целесообразность архитектурной формы. Конструктивистами был провозглашен функциональный метод как профессиональный метод учета всех факторов, влияющих на формирование архитектурного произведения, - социальных, технических, художественных и др.
Суть данного метода так описывается М. Гинзбургом: " Свободный от всяких штампов прошлого, от предрассудков и предубеждений, новый зодчий анализирует все стороны здания, его особенности, он расчленяет его на составные элементы, группирует по их функциям и организует свое решение по этим предпосылкам ...
Только функциональное архитектурное мышление жестко устанавливает пространственную организацию, как исходную точку работы... Из этого, прежде всего, исходит современный архитектор, это заставляет его развертывать свой замысел изнутри наружу, а не обратно, как это делалось в периоды эклектики...
Вторым моментом становится конструирование изнутри развертывающейся пространственной задачи из того или иного материала и теми или иными конструктивными методами. Ясно, что оно является неизбежной функцией основного пространственного решения.
Дальнейший этап работы нового архитектора: соотношение пространственных объемов извне, группировка архитектурных масс, их ритм и пропорции - вытекают из первой половины его деятельности, становятся функцией сконструированной материальной оболочки и скрытого за ней пространства.

 Музей в Атланте. Р.Майер

 

... Новый метод коренным образом перевооружает зодчего. Он дает здоровое направление его мыслям, неизбежно устремляя их от главного к второстепенному, заставляя его отбрасывать ненужное и искать художественную выразительность в самом важном и необходимом".
Теоретическая концепция архитектурного конструктивизма, получившая название "функционального метода", а также переключение интересов с проблем стиля на проблемы профессионального метода, не могли не сказаться на отношении к вопросам формообразования.
Функциональный метод представлял собой не только теоретическую концепцию, но и развернутую творческую программу. Он требовал от архитектора участвовать в выработке новых типов зданий, бороться с эклектикой, внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения, выявлять эстетические возможности новой архитектуры, бороться за индустриализацию строительства, типизацию, заводское изготовление элементов и превращение строительства в монтаж стандартных деталей и т.д. Выступая за всемерное использование в архитектурном творческом процессе научных методов проектирования, конструктивисты в ряде случаев несколько упрощали сложную взаимосвязь функционального назначения здания и его объемно-пространственной композиции. а также преувеличивали значение чисто рациональных моментов в архитектурном творчестве, что в условиях тех лет, когда в строительство впервые широко внедрялись новейшие научно-технические достижения, было, по- видимому, неизбежным.
В проектах конструктивистов получил распространение так называемый павильонный метод композиции, когда здание или комплекс делилось на отдельные по назначению корпуса и объемы, которые затем соединялись друг с другом (коридорами, переходами) в соответствии с требованиями общего функционального процесса.
Конструктивисты считали, что в объемно-пространственной структуре человек должен видеть не некий символ или абстрактную художественную композицию, а прочитать в архитектурном образе прежде всего функциональное назначение здания, его социальное содержание.
Таким образом, переориентация интересов членов ОСА в области формообразования с художественно- стилистических на социально-типологические проблемы привела к тому, что конструктивизм стал терять свою стилистическую определенность. Стала как бы размываться первичность его архитектурных образов, появилась опасность утраты художественно-стилистической оригинальности.
Принципиальный отказ от стилевых художественных поисков, противопоставление стиля методу практически блокировали во второй половине 20-х годов художественно-образные поиски в конструктивизме. А между тем стилеобразующие потенции раннего веснинского конструктивизма быстро исчерпались. В конструктивизм, лидеры которого оберегали своих сторонников от художественно-образных поисков, стилеобразующие влияния хлынули со стороны.
Влияние элеваторов США на формообразующие поиски исчерпало себя в первой половине 20-х годов. Затем на архитекторов-конструктивистов повлиял немецкий рационализм. Это влияние было нс стилистическим, скорее оно было связано с приемами освоения научно-технических достижений, что сказалось на формировании функционального метода. Но с 1925-1926 гг. резко усилилось влияние зарубежной архитектуры именно на стилистику конструктивизма - это было влияние Ле Корбюзье.

 Галерея Лафайет, Германия. Ж.Нувель.

 

Стилевое влияние оказывали и другие течения советской архитектуры. Так, ленинградская группа ОСА стилизовала свои проекты под супрематизм Малевича, да и сами лидеры конструктивизма испытали это влияние.
Нетрудно заметить и влияние на конструк

Создать бесплатный сайт с uCoz