1.Культурология как наука. Основные культурологические концепции и школы. Роль вузовского курса культурологи в гуманитаризации высшего образования.

В системе гуманитарных наук /философия, история, социология…/ одно из ведущих мест занимает наука культурология, опирающаяся на данные других наук о человеке для создания целостной культурной картины мира. Она изучает всю совокупность проблем теории культуры, основные явления ее истории: культурные эпохи, идеи, образы, стили и течения.

Термин «культурология» возник в сер XX , но история науки насчитывает не мен 200 лет. Немало философов, историков, этнографов и писателей внесли свой вклад в ее развитие. Как самост наука культурология выдел из философии в эпоху европ Прос-ния. У ее истоков стоят немецкий философ 2 пол XVlll  И.Г.Гердер, автор концепции прогрессивного развития культуры, в центре кот.  проблемы гуманизм, просвещения и воспитания. Среди заслуг Гердера – преодоление европоцентризма (представления о Западе как источнике культурного развития и прогресса, а о Востоке – как средоточии застоя и косности), изучал культуру Индии, Китая, славян. Другой немецкий философ Эм. Кант - цель культуры в развитии природных задатков и способностей человека, в его моральном совершенствовании. Культурой он называл то, что служит  благу чел.

В XlX возникает ряд этнограф концепций под общим названием эволюционизм. В трудах Моргана, Тейлора, Фрэзера, Летурно,Ковалевского, Миклухо-Маклая, Штернберга утверждались единство человеческого рода и общность культуры при многообразии ее форм, закономерности историч развития культуры. Не бывает «некультурных» народов, просто народы живут на различ ступенях развития кул-ры. Степень и направление этого развития зависит от места расселения людей и климата, оказывающих влияние на особенности хоз деятельности. Главной заслугой эволюционистов- идея всеобщности культурных элементов

На рубеже XlX – XX  в работах Данилевского,Шпенглера, Тойнби, Сорокина получила развитие концепция циклич развития кул-ры. Отрицание представлений о прямолинейности и стадиальности прогресс развития культуры / «все выше и лучше»/ и  Утверждение повторяемости, круговорота истории(каждая локальная цивилизация, или культурно-исторический тип, переживает период зарождения, расцвета и гибели). Теория получила название культурно-исторической типологии.

Главные аспекты культурологи Соркина - разработка проблем социальной стратификации общества /деления на страты или слои/, социальной природы неравенства и социальной мобильности, изучение субкультур и ценностных ориентаций различных социальных слоев общества, котрое он представлял в виде социальной пирамиды.

Голландский философ-гуманист Хейзинга единственным средством спасения мира считал Игру, которая способствует гармон-ции человеч отношений. Кул-ра возникает в форме Игры. Игровая ку-ра имеет давние народные традиции и является важной формой самовыражения человека, развития иск-ва общения и взаимодействия.

 

2.Понятие культура. Культура, антикультура и цивилизация.

Слова «культура» первоначально означало «возделывание, обработка почвы». Впоследствии этот термин был перенесен на человека в смысле его воспитания и образования. «возделывания» человека. Противоположностью культуры являются некультурность, дикость, варварство, отсталость. Слово «культура» есть в языках большинства народов мира, оно означает возделывание, освоение, упорядочение /организацию/, улучшение, преобразование, облагораживание, совершенствование, почитание.

Термин «культура» многозначен, он характеризует культуру определенной эпохи, народа/или государства/, сфере жизни и деятельности людей /например, культура Возрождения, русская культура, политическая культура, культура быта и проч./. Существует более 500 определений культуры. Но прежде всего это целесообразная  созидательная деятельность человека по совершенствованию материальных и духовных ценностей, образа жизни и самого человека; исторически накопленный духовный опыт человечества.

Культура - это универсальный способ существования людей и освоения окружающей действительности, исторически определенный уровень развития производственной и социально-духовной жизни общества, творческих сил и способностей человека, совокупность материальных и духовных ценностей, процесс их производства и необходимые для этого знания, умения и навыки, механизм познания, общения и преемственности культурного опыта и традиций, социальная память человека.

Культура – это все, что создано человеком во благо людей, в отличие от природы. Культура возникает вместе с человеком примерно 2,5 млн. лет назад, ее первыми проявлениями были первые орудия труда /грубо оббитая галька/ в эпоху нижнего /раннего/ палеолита. До человека культуры не было. Природа /лат. Nature/ без человека лежит вне сферы культуры. Вся внешняя среда делится на естественную /природную/ и искусственную /культурную, окультуренную/, возникшую в результате целенаправленной человеческой деятельности.

Некоторые предметы материальной культуры /оружие, орудия пыток и казней, алкоголь, наркотики и проч./ и связанные с ними традиции играют преимущественно отрицательную роль. То же и с культурной духовной. Это проявление аникультуры /культуры со знаком «минус»/, поскольку существует во вред человеку, посягая на его жизнь, здоровье и свободу. Это есть порождение цивилизации. /лат. Civilis – гражданский, общественный, государственный/ употребляется с XVlll в. В тесной связи с понятием «культура». Обычно под цивилизацией понимается исторически определенный уровень развития общества, его материальной и духовной культуры, тип общества. А культура выражает отношения к этому типу общества.

Цивилизация утилитарна, она опирается более на материальные ценности, а культура – на духовные. Цивилизация – это внешний по отношению к человеку мир, культура же – духовное достояние человека, внутренняя основа цивилизации, которая является способом проявления культуры. Общество может нормально функционировать лишь в условиях единства и взаимодействия культуры и цивилизации.

В истории цивилизации выделяют три основные стадии: 1) аграрная или традиционная, длившая около 5 тыс. лет; 2) индустриальная или техногенная. Существует порядка 300 лет и характеризуется технократизацией сознания и фетишизацией науки. Сегодня развитие индустриальной цивилизации все больше угрожает  выживанию человечества. Д.Белл, М.Маклюэн, А.Масуда, О.Тоффлер и другие ученые считают, что человечество вплотную подошло к третьей стадии цивилизации; 3) постиндустриальное или информационное, общество, в котором информация – продукт не менее важный, чем земля, сырье, труд и капитал, а производство информации – ведущий фактор общественного развития.

3.Основные формы, виды и функции культуры.

Культура существует в виде внутреннего богатства личности /сознания, памяти, мыслительной деятельности, нравственных установок/, общественных отношений /социального общения и взаимодействия, традиций, норм морали и поведения/ и готовых продуктов материального и духовного производства /орудий труда и предметов быта, плодов художественного творчества/.

Различают три формы культуры: 1) материальная /отношения человека с природой/; 2) социальная /отношения с другими людьми, или общественные отношения/ и 3) духовная культура /отношения с самим собой, внутреннее богатство личности/. При этом обычно социальные отношения относят к духовной культуре, сводя количество форм культуры к двум – материальной и духовной.

Материальная культура – это искусственная среда обитания человека.  Орудия труда и средства производства, предметы быта, жилище и другие здания и сооружения, транспорт, дороги и иные виды коммуникаций и т.е.

Духовная культура – это общественное сознание в образе человека. Мораль, право, философия, религия и т.е.

Общественное сознание - двух уровнях: 1) обыденное практическое, эмпирическое, повседневное и 2) научно-теоретическое сознание и выступает в нескольких основных формах, которые представляют собой различные способы духовного освоения действительности, вида духовного производства и сферы человеческой деятельности.

Общественное сознание в его различных формах является главным фактором духовного производства, в процессе которого люди вырабатывают определенные мировоззренческие, научные и эстетические представления, взгляды, идеи и теории, моральные нормы и культурные традиции, создают произведения искусства, иными словами – духовные ценности, выраженные в мыслительной, вербальной /словесной/ или предметной форме, которые являются ядром духовной культуры. В духовной деятельности развиваются способности к познанию, творчеству, общению. Человек живет среди людей, и социально-духовное общение – необходимое условие его личностного и общественного совершенствования.

Материальная культура – всегда воплощение культуры духовной, материальное и духовное в культуре выражены друг через друга, находятся в диалектической связи, как строительство и архитектура.

Культура, как бесконечно сложный и многомерный феномен, обладает рядом социальных функций. Среди них: 1) творческая ; 2) познавательная; 3)информационная; 4) коммуникативная; 5) воспитательная; 6)источниковая; 7) гедонистическая.

4.Культура и экология культуры. Ответственность строителей и архитекторов за сохранение культурного наследия.

Глобальные проблемы человечества, требующей для своего разрешения согласованных усилий всех стран, является охрана окружающей природной /естественной/ и культурной /искусственной/ среды.

 Гуманистическая культура становится необходимым условием дальнейшего гармонического сосуществования человека и природы. Экология природы и экология культуры неразрывно связаны между собой. Они способствуют совершенствованию духовно-нравственной жизни общества и личности.

Культурная среда окружает человека на протяжении всей его жизни. В ней он черпает знания и нравственную силу, с ее помощью приобщается к истории своего народа. Бережное отношение к культурному наследию мировой и отечественной истории столь же необходимо, как и охрана природы от загрязнения и гибели. Утрата памятника культуры – невосполнимая потеря для современников и последующих поколений, искажающая подлинную картину культурного прошлого. /например, храм Христа Спасителя в Москве/- такой «новодел» может идеально имитировать свой прототип, но копия всегда лишь заместитель оригинала, она лишена достоверности и обаяния подлинности и не способна в полной мере нести первоначальную духовную нагрузку /как римские мраморные копии греческой бронзовой скульптуры/.

Особая ответственность за сохранение культурного наследия ложится на политиков и ученых, производственников и военных, архитекторов и градостроителей. Для них обязательно следование нравственному принципу «не навреди», необходимые знания по истории культуры. В памятниках фольклора, письменности, архитектуры и искусства, составляющих национальное духовное богатство и основу социальной памяти народа, запечатлена наша история и культура. Сохранение этого культурного достояния – необходимое условие духовного развития общества, воспитания народного самосознания и внутренней культуры личности.

 

5 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

/Синкретизм- первоначальная нерасчлененность чего- либо. Не разделяется трудовая деятельность, верования, человек не выделяет себя из природы. Складываются эмпирические знания (полученные в опыте). Развивалось общение: от доречевой (жестовой) до звуковой. Важную роль занимали обычаи, обряды, табу./

Анимизм (душа)- одушевление живой и мертвой природы (вера в души). А.- универсальная форма религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов; он предопределил отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия- наиболее древняя форма религии, представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

С одной стороны- предшественница религии, с другой- как главный источник развития религиозных представлений. Несомненно одно — «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное»2.

 Виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа (лечебная), в других — имитативного (метеорологическая). Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии — охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья. Магические верования возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Фетишизм (талисман, амулет, идол)- поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Объектами поклонения- могут быть камни, амулеты, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

Вера в амулеты (от араб. гамала — носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней. Фетишизм в наше время- поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм- поклонение животным и деревьям, почитание первопредка. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Тотемизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того чтобы вызвать изобилие соответвующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

6. ВИДЫ ПОГРЕБЕНИЙ

Погребения: трупоположение и трупосожжение (кремация), комбинированный способ (захоронение глиняного сосуда с пеплом), погребение в воде. Также погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Развитие: положение в грунтовые могильники → курганы → гробницы (дольмены).

Наиболее сложные сооружения- мегалитические погребения, т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольмены, менгиры. Создание дольменов- почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции — несущие свод опоры — и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 кв. м.

Менгиры- отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга — это уже кромлех. 

Кромлех( другой какой-то вид)- пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. На плиты опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Диаметр достигает 20 м, а высота  превышает 7м. Над некоторыми из них возвышались еще каменные надгробия, надмогильные статуи; каменные бабы- каменные изваяния человека (воинов, женщин). Среди них есть и энеолитические — отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдаленных точек.

Соблюдали обычаи, обряды, табу- контролировали права, определяли брачные отношения. Важная роль ритуалов.

Экзогамия- запрет браков внутри общины. Эндогамия- запрет браков вне племени.

 

7. ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕЩЕРНОГО ИСКУССТВА И ПЕРВОБЫТНАЯ АРХИТЕКТУРА.

Самые древние скульптуры- «палеолитические Венеры»- символ женщины- матери. Скульптура из камня и кости.

Живопись. Этапы. Контур и полное заполнение поверхности → внимание деталям, растяжка от одного цвета к другому, толщина линий → в 12 тыс до н э- расцвет- живопись передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение.. Пещера Альтамира, Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Флер- Италия. Палеолетическое совершенное изображение- пещера Ласко. → переход к стилизации.

Средний каменный век- внимание на людей, многофигурные сцены, движение. Новый каменный век- еще более условность. Это привело к пиктографии → рисуночное письмо.

Архитектура. Пещеры- первое место жительства → хижины → землянка → полуземлянка и концу первобытного периода мегалиты ( дольмены, менгиры, кромлех (обсерватория).

 

8. Зооморфные и  звероликие боги Древнего Египта.

Обожествление фараона, политеизм, одного бога могли по- разному называть, всего богов- тысячи! Боги- олицетворение природных явлений.

Птах- бог воды, земли и мирового разума- создатель всего сущего. Важные (почти главные): Осирис, Исида-, Сет, Нефтид. Осирис- бог умирающей и воскрешающей природы- добрый бог; Исида- супруга- богиня плодородия ( женщина с головой коровы); Гор в виде сокола, Сет- бог пустыни и суховея, Маат- бог истины, Тоту- небесный секретарь.

Божественное начало во всем- животные, растения, предметы. Быки (!), скарабеи, кошки, крокодилы, лотос (из него вышел Ра). Заостренные камни наиболее почитаемые → обелиски. Жрецы знали, что есть Высшее Существо, единый Бог → понятие Троицы в христианстве.

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню ТефнутШу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис. и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой - либо религии). Осирис являлся богом растительности.

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет.

Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона. Кроме того существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных. 

 

9 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА, КАНОНЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛ ФИГУРЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Древнее царство- золотой век египетского искусства. Сначала хоронили в мастабах (3 тыс до н э).

Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (28 век до н э)- первый гигантский памятник Др Ег. Место- Саккара, на южной стороне Мемфиса- центр погребального ансамбля. Высота- 60 м, сложена из белых известняковых блоков ( способ изобрел Имхотеп- зодчий этого сооружения), ступенчатая пирамида (одна мастаба над другой- 6 штук).

На западном берегу Нила пирамиды Хеопса, Хефрена (144 м ) и Микерина (66). В основании- квадрат, силуэт- правильный треугольник, облицовка- гладкие отполированные плиты белого известняка. Хеопс: 27 век, Хемиун, h=147 м, сторона осн= 233 м , золотистый известняк, каждый блок от 3-30 тонн. На северной стороне пирамиды есть неприметный вход → тесный коридор → просторный коридор→ маленькая скрытая в глубине пирамиды погребальная камера с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, - центр огромного погребального ансамбля- с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом  с ним. В архитектурный ансамбль входит лежачий сфинкс. L= 50 м, h= 20м. Вырублен в основной своей части из скалы, изображение льва с человеческим лицом (возможно сходство с фараоном Хефреном).

Канон в скульптуре. Фигуры: стоит с выдвинутой вперед ногой, сидит на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях и сомкнутыми ногами. Портретное сходство- олицетворяли умерших. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного камня с дальнейшей деталировкой. Худ канон: спокойствие, симметрия, равновесие поз, однообразие жестов, бесстрастность лица.

Каноны изображения фараона: идущего- с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне- его руки лежат на коленях, усопшего- в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти- жезл и плеть.

Каноны при выполнении рельефов: ноги и лицо в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища- в трехчетверном развороте- больше информации о человеке. Поэтапное разделение труда. Наряду с плоским, углубленный рельеф: врезанное изображение заполнялось краской,  и появлялся цветной силуэт. Расположение рельефов: один над другим, имели повествовательный характер. Фигуры располагались вереницами- в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделялись кирпично- красные тела мужчин и желтые- женщин. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Символическое изображение окружения.

Среднее царство. Вырубленные в скалах гробницы номархов → превратились в сокровищницы (преобладают росписи). Начали воздвигать статуи фараонов-портретные сходства и возрастные изменения.

Новое царство. Заупокойный храм Хатшепсут (15 в до н э), посвященный богине Хатор, в Дейр эль- Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Арх Сенмут. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, он расположен на 3 террасах, соединенных пандусами и обрамленных столбами и колоннами. Аллея сфинксов, тянувшихся от берега Нила, → террасы к святилищу, вырубленному в толще скал. Скульптура в храме: статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, голова богини Хатор на капителях +росписи и раскрашенные рельефы. На просторных террасах располагались водоемы, росли деревья.

Храмы в Луксоре и Карнаке (16 в до н э). Пилоны обрамляли вход в храм → 3- х км аллея сфинксов → первый вход- невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикрепленных к пилонам, развевались флаги. → откоытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями. → узкий второй проход → гипостильный зал (около 130 колонн- 16 рядов). Освещение из боковых колонн. → маленькое темное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам.

Изобрази ис- во: стремление к изысканности, большое внимание деталям, цвет более близкий к реальности. Высокое ис- во- произведения малых форм (из стекла, маленькие ушебти).

Амарнский период (Эхнатон и Нефертити)- бог Амон.

Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах- соединение в одном комплексе храма, дворца, жидых помещений, складов. Конюшен. Фасады украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.. Шедевр- 2 связанные друг с другом храма в Абу- Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу Нила. Один фасад украшают 4 20- ти метровые статуи Рамсеса II, у ног фигуры царицы Нефертари. Малый фасад (меньший фасад): статуи Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор в глубоких нишах.

 

10. Основные памятники Крито-Микенской дворцовой культуры. Общее и особенное

Крит-микен ис-тво создано народами Вост Сред-морья, населявшими ос-ва Эгейского моря, о. Крит, и близлежащие г-да материковой Греции – Тиринф и Микены в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э. ).

1.В н-ле II тыс. до н.э. на Крит двц - большая группу построек, возведенных вокруг внутр двора для религ и светс надобностей. Двц -резиденцией правителя и центром упр-ния всей области. Он - и город, и крепость,существовал за счет сельс округи. Для всех крит двцов хар-рно- внутр двор -прямоугольник 52 на 28 м, двцы ориен-ны по сторонам света—внутр двор вытянут с С на Ю. Двцы связаны с горными святилищами в пещерах, двц ориентирован на «священную гору»(в Фесте связан со знаменитой горой Ида).В крит двцах (в Фесте) свящ сады обычно в Ю-В углу двцового комплекса. Перед З фасадом Кносского дворца располагалась театр-ная площадка для ритуал сценических действ, праздников.
        Двцы - земное отражение мест обит небожителей. В святилищах обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Правитель выступал в роли сына или супруга (сына-супруга) богини. Жена его была жрицей, представляла богиню. Изображения бож-ных младенцев и подростков — сыновей. Фигура жен-ны наделена чертами матери: подчеркнуто тяж бюст, обнажаемый по ходу ритуалов, выше ростом и сильнее супруга. Женщина — гл лицо любого действа,у юноши пассивная роль. В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий, украшен росписью -Жрица-богиня принимала дары стоя. Критскую богиню олицет-ла гора или дерево. С гибелью дерева прекращалась и жизнь самой богини: ее ри… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz