…туальную смерть изображала супруга жреца. Закончив свой цикл бытия, богиня возрождалась вновь. Цветы лилии в критских росписях – образ богини (Кносский дворец. Тронный зал). Раст-ный мир изображается на фресках в виде дикой природы, или искус насаждений.Для критян природа священна-на Крите вместо богов часто изображали цветущие луга и дикие скалы, поросшие раст-тью. Человек может войти в этот мир в момент исполнения ритуала.
         Критский бог в образе быка. Этот символ связан с миф Лабиринтом иМинотавром, человеко-быком(Пасифая, супруга царя Миноса, влюбилась в быку, от кот родила Минотавра). Быка ежегодно в жертву на празднике. Бог-бык изображен во входном вестибюле Коридора Процессий мчащимся .Он еще представлен в играх с тореадорами, то умирающим. На фреске «Таврокатапсия» — ритуальный бой мужчин и женщин с быком. Богиня-женщина -гл противник быка, своего сына-супруга. Отличительная черта критского иск-ва - «двойная перспектива», нет линии горизонта. Художественный прием использован и на фреске «Собиратель шафрана». Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый. Хаар-ны орнам-ные росписи, в кот преобладает мотив волны, спирали, «перебегают» с одной плоскости на другую, игнорируя углы и членения стен.Самая известная композиция: «Собиратель крокусов», или «Голубой мальчик» –изображения фигуры «мальчика» голубоватых тонов на фоне огненно-красной лужайки с фантастическими цветами
особенность Кносского дворца – отсутствие ясного плана и видимой закономерности в организации пространства. Обилие лестниц, переходов, коридоров, световых колодцев (происхождение понятия «лабиринт» возможно связано с запутанной планировкой Кносского двца

 

2.Микен города напоминают крепости. Обнесены мощными стенами. В цитадели селились правители города, жрецы и верховная знать. Простой люд жил в «нижнем» городе у подножия холма.  Микенские двцы по своей структуре отлич от крит — формы просты и строги. Дв-цовое здание - мегарон — вытянутое в длину сооружение, ориент-ное по сторонам света, нет  внутр двора. Здание состоит из 3 основных помещений, нанизанных на основную ось. За вестибюлем находился центр зал с очагом и троном. Здесь проходили праздники, военные советы, советы вождей. В третьем помещении - казна или предметы, использовавшиеся при отправлении культа. Некоторые цитадели имели по 2 дворца(В большом жил царь, а в малом — царица) Здания были роскошно отделаны. Полы были расписаны шахматным орнаментом (в клетках фигуры подводных богов — тунцов, осьминогов). Стены дворца покрыты фресками-сцены с грифонами, львами и сфинксами. Художественный язык более грубоватый и менее искусный, чем в Крите. В одном из помещений двца Пилоса на стене изображалась свящ процессия, ведущая на заклание огромного быка. Своими размерами животное подавляет маленькие фигурки людей. В знаменитой фреске «Орфей» из дворца в Тиринфе -несоответствие маленькой фигуры музыканта и огромной тяжеловесной птицы. Голубь (воплощение богини Афродиты)-существенно более важной фигурой, чем простой музыкант. В росписи совершенно отсутствует природный фон, широко применявшийся в критских росписях(на одноцветном фоне.) Сравнительно с критской живописью в микенских появляются новые персонажи — воины и охотники,фигуры  в застывших, неловких позах.
         Изображение священной процессии - участвуют только девушки. Образ женщины, внешне следующий минойской традиции, также претерпел важные изменения. Одна из фигур в Тиринфском дворце — так называемая «Тиринфянка»- фигура застывшая, подчеркнуто декоративная, стилизованная. В отличие от критской живописи, герои микенских росписей тяжеловесны и массивны, прочно стоят на земле. Если критское искусство выражает стихийность ощущений, то микенское —силу разума и организованность интеллекта. В XIV в. до н. э. вход в город был оформлен так называемыми «Львиными воротами». Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Некрополь ниже уровня дороги в форме круга. Это так называемый «могильный круг А». Позднее был обнаружен «могильный круг В», уже за пределами цитадели. В этих некрополях сокровища микенских царей. В каждом «круге» имеется несколько шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны грубо В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но передающие черты правителей(маска Агамемнона). У женщин маски заменялись диадемами с очень широкой лентой и громадными высокими лучами. В XIV в. до н. э. в Микенах строились гробницы иного типа — круглые, купольные в разрезе (Гробница Агамемнона). Купольные гробницы небольшого размера известны на Крите, но такой тип богатого погребального сооружения в Эгеиде и на Балканах прежде не встречался.

.Около 1250 или 1190 г. до н. э. произошла какая-то катастрофа. Ослабевший, деградировавший Крито-Микенский мир, по-видимому, исчерпал к тому времени свои силы и прекратил существование.

 

11. Памятники монументальной архитектуры Древней Греции и Рима. Система арх. ордеров

Архитектура Древней Греции

Греч храм –храм в антах , простиль, амфипростиль, периптер, псевдопериптер, диптер, псевдодиптер, моноптер, фолос

Стили колонн Важную роль -колонна: модуль. Дорический стиль колонна - в разрезе круг; стержень к верху утончается. покрыта «каннелюрами», т е желобками. ставилась на платформу здания. «эхин»- часть колонны имеет вид придавленной круглой подушки. На подушке лежит толстая плита квадратной формы, «абака». Эхин вместе с абакой - «капитель». «Антаблемент» - каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними. Антаблемент разделяется на два пояса: нижний, «архитрав»; верхний, «фриз»- заключает в себе чередующиеся части: «триглифы» и «метопы». Первые - продолговатые выступы. Метопы -пространства между триглифами.Дорический антаблемент завершается  выступающим карнизом. По краю карниза,«софите», рассажены львиные головы, назначенные для стока воды с крыши. В ионическом Колонна стоит на четырёхугольном подножии (стилобанте) и имеет базу,Стержень расширен внизу. выше и стройнее дорической, Покрыта каннелюрами. Капитель состоит из эхина, украшенной «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы,образующей с лицевой и задней стороны  по паре завитков, или «волют». Абака - тонкую квадратную плиту, украшенную по краям волноообразными лепестками. антаблемент - из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, и из фриза, на кот изображались черепа жертвенных жив-ных, Коринфский- пышность. Колонна, её база и антаблемент - сходство с ионическими; капитель - корзина, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку  

Архаический период (XII до н. э. до 590 до н. э.)Почти все постройки— дорич стиля. Храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах  и Афины Паллады на о Эгине, (скульптурным группам, украшавшим его фронтоны). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи ,храм Деметры. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.Классический период (470 до н. э.338 до н. э.) дорический стиль делается легче в формах, ионический входит в употребление, и постепенно коринфский. При Перикле  храм богини — покровительницы города Афины, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом украшенный скульптурными работами Фидия. Сооружение Пропилеев — торжественных ворот акрополя Период Эллинизма (338 до н. э.180 до н. э.) повсюду коринфский стиль; здания гражданского характера — театры, дворцы. храм Зевса в Немее, в Афинах хорагический памятник Лизикрата и «Башня ветров». Период Римского владычества Греция подпала под власть Рима, арх-ная деятельность почти прекратилась; но её художники перенесли в Рим традиции своего искусства.

Римская архитектура

архитектура усвоила форму этрусского зодчества — циркульную арку. Употребление этой арх-ной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода  и купола, неизвестных грекам.

Стили колонн Римляне бросают колонны прибегают к стенам и пилястрам. Колонна - декоративное значение.Римляне взяли греческие стили и видоизменили их:имско-дорический отличается от греческого ордера нарушением пропорций: колонна длиннее; фуст утрачивает припухлость  ствол без каннелюр. Абака более толстой. Колонна опирается на валообразную базу. Антаблемент более низким и лёгким. римско-ионический :колонна без каннелюр. Волюты другой формы.коринфский ордер. В капители увеличили число аканфовых листьев и иной вид у них; Коринфский антаблемент получил разнообразную орнаментацию. композит ещё более пышный стиль, соединив в капители детали коринфской и ионической

Первый период(от основания Рима до середины II в. до н. э.) Это время бедно постройками, этрусский характер. Второй период развитие базилики, греческое влияние.  Римский храм - одна целла продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, к которой вела лестница с лицевой стороны. Табуларий — здание значительного размера для помещения гос архива и выходившее на форум фасадом; трёхъярусный деревянный театр Скавра украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй.Третий период(со времени захвата Августом полновластия над республикой до смерти императора Адриана). Август восстановил в Риме 82 храма, соорудил форум своего имени с храмом в честь Марса Мстителя. Нерон, после пожара Рима, для себя дворец —«Золотой дом»; это здание было, после смерти тирана, разрушено негодовавшим на него народом, Веспасиан начал сооружать храм Марса и Колизей, оконченный в 70 г. н. э. Титом. При Домициане  триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима .Траян - форум, Аполлодор Дамасский поместил в середине этого форума базилику о девяти нефах колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков.Четвёртый период римское зодчество клонится к упадку, каждый император старается оставить о себе память значительным сооружением.

 

12. Легенды, боги и герои греко-римской мифологии. Возникновение христианства.

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек крито-микенской культуры, записанных Линейным письмом Б. В крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются: 1)«Илиада» и «Одиссея» Гомера  2)«Теогония» Гесиода  3)Паросский мрамор  4)«Толкование снов» Артемидора Далдианского  5)«Библиотека» Псевдо-Аполлодора  6)«Метаморфозы» Овидия

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем, далее, разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в АфинахЗевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.

 

13.Архитектура и изобразительное искусство Визании. Иконоборчество: его сущность, формы и культурно-политические результаты

Иконоборство— движение против почитания икон, возникшее в Византии в первой пол VIII и продолжавшееся до сер IX. В VIII в иконопочитание часто принимало преувеличенный, грубый характер.Презрев храмы Божии, устраивались в домах алтари из икон и на них совершали священные таинства. Такие преувеличения, навлекавшие на христиан упреки в идолопоклонстве вызвали противодействие со стороны имп. Льва III Исаврийского (717-741). С 726 г. выступил против иконопочитания, приказывал снимать, выламывать и закрашивать иконы. Эти распоряжения вызвали среди иконопочитателей, к которым принадлежали духовенство и монахи, массы простого народа раздражение; папа Григорий II отказался подчиняться требованиям императора и объявил И. ересью ,константинопольский патриарх Герман обличал Льва в ереси; на Востоке самым сильным противником И. -  Иоанн Дамаскин, Лев выступил против иконопочитания, Константин(Сын и преемник Льва) в 754 г. созвал во дворце Иерии большой собор. Константин стал подвергать гонению институт монашества. И. держалось и в царствование его сына, Льва IV Хазара . При жен его Ирины партия иконопочитателей одержала верх. В 786 г. был открыт собор в Константинополе, иконоборцы сопротивление деятельности собора. Ирина, в 787 г., созвала в Никее VII вселенский собор, установивший иконопочитание. В царствование имп. Михаила I (811-813)иконоборцы стали подвергаться гонениям. Лев V Армянин (813-820). стал на сторону И. Сломив деятельную оппозицию духовенства, Лев созвал в 815 г. собор, возобновилось уничтожение икон, преследование монахов, эмиграция на Восток и в Италию. Михаил II Косноязычный издал постановление, требовавшее, чтобы "никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы". Феодоры восстановила иконопочитание. Был возведен защитник иконопочитания, Мефодий. Под его председательством  состоялся в 842 г. собор, подвергший снова отлучению иконоборце

Характерные черты византийского зодчестваЗаимствование формы от античной архитектуры, в течение V в. выработало преимущественно для храмоздательства. его особенность- употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Византийцы разрешили задачу помещения купола над основанием четырёхугольного плана посредством парусов, для придания куполу характера ещё большей лёгкости начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями К В стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к З — притвор (нартекс). Нередко здание имело ещё несколько куполов или глав над побочными пространствами. Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея. Она назначалась для женщин, присутствующих при богослужении, и потому называлась гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых состоял из полуциркульных арок. Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью деталей, но его стены облицовывались дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне, или фресковой живописью. Снаружи два яруса продолговатых окон. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе.Собор Святой Софиихрам св. Софии, сооруженный Юстинианом в 532—537 гг. в память об усмирении бунта. Главными строителями св. Софии были Анфимий из Траллеса и Исидор из Милета.

Через 20 лет по торжественном освящении св. Софии землетрясение повредило создание Анфимия и Исидора; здание подперли контрфорсами, купол сделали более возвышенным. В таком виде св. София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453 г.), которые обратили её в мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского культа. Она представляет в плане продолговатый четырёхугольник, образующий три корабля: средний — широкий, боковые — более узкие.Середина широкого корабля, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. В Константинополе вскоре после св. Софии возникли церкви того же типа

Борьба иконопочитателей и иконоборцев политически была направлена на ограничение могущества церкви и ее земельных владений. Итог: компромисс-император- власть, патриарх- руководитель церкви

ЖивописьПостепенно античные образы стали приобретать новый, символически-аллегорический смысл. Художники больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая передачей физического облика.

Иоанн Дамаскин - создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. 1. Изображать святых в символ и аллегорич виде. 2. изображать то, что было в действительности. 3. писать Христа в виде, в котором он пребывал на земле, нельзя писать образ Бога-Отца. 4. Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным,, мы поклоняемся тому, что на иконе изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны. 5. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Техника иконописи    В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской. Техника станковой живописи была такова - На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела, в XIII-XIV веках покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и  красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими, глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.Палитра цветов, игнорирование светотени     Фон иконы символизирует ту или иную божественную сущность, золотой - Божественный свет, белый - чистота Христа, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана.

творческо Феофана Грека началось в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения (1378 г.). В Москве Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.)знаменитая Богоматерь Донская, на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено

 

14. Мечети, минареты и дворцы в культуре мусульманского востока. Особенности декора.

Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разрастались. Главное место в застройке- мечети. Первоначально специального здания не требовалось- для молитвы- очерченная земля. Направление Каабы определяли по тени воткнутого копья. Первые мечети- нарисованные- ровный квадрат. Ширина- полет копья из одной точки по направлениям света.

670 г- первые построенные мечети. Квадратный двор, окруженный галереями (аркада по колонне (или по столбам)). К Каабе 5 и более рядов- молитвенный зал- тип колонной мечети- соборная мечеть в Кордове- 785 г.- пространство из множества ячеек.

Различные мечети по назначению: масджид- индивидуальная, джами- пятничная- коллективная, мусала- праздничная, загородная (площадка со стеной, обращенная к Мекке).

Отличительные черты мечети: плоскость в сторону Мекки; стрельчатое завершение михраба- «ось ислама», мысляная связь молящегося с земной и Небесной каабой; освещение: через окна в куполе или искусственное (около молитвенной стены). Соборная мечеть: наличие минбара- кафедры- пятничная проповедь ( лестница к трону с декоративным входом- порталом). С 8 века важный признак- минарет (образ христианской колокольни) → на землях, которые отвоевали → главный ориентир (4- х гранная, круглая, спиралевидная). С 12 века- соборная мечеть с 4- мя айванами (сводчатые или колонные залы без передней стены), на каждой стороне нет двора.

По значимости: 1. Кааба в Мекке. 2. мечеть пророка в Медихе. 3. Купол скалы в Иерусалиме.

Примеры. Купол скалы в Иерусалиме. Альгамбра- г Гранада, Испания(13-14 век)- образец «скрытой архитектуры»- система дворов на разных уровнях. В Самарканде: соборная мечеть Тимура (Госпожа- Повелительница), мавзолей Гур- Эмир. Голубая мечеть в Стамбуле, Турция (17 век) (Собор Св. Софии  у православных). Мавзолей Тадж- Махал вИндии (сер 17 века).

Гениальный архитектор: Миман Синан (15-16 век).

Арабеска- построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора- «боязнь пустоты». Арабские орнаменты: геометрические и растительные узоры.

 

 

15. Соборы и замки средневековой Европы: романский стиль и готическая архитектура. Внешний вид и констр. особенности

Романский стиль Х-ХИ вв. (VI-XII вв.)
Средневековая эстетика глубоко теологична(в Боге). Сооружения напоминают постройки Др Рима(«романский» — римский).Отвечая взглядам церкви —сооружения строги. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. массивные стены, узкие окна, высокие башни. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом-в местах, удобных для защиты. Замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни четырехугольные, бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности. Башни были особым знаком дворянства. Зубчатые галереи соединяли башни замка. Окна не только круглые и четырехугольные, но и форма глаз, ушей или трилистника. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Романские соборы также массивны. Главная задача зодчего - создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехри

Создать бесплатный сайт с uCoz