1.Предмет эстетика. Понятие эстетического.

Термин эстетика ввел Баумгартен в 18 веке. От греч «эстезис» - чувственное созерцание.

Эстетика – область философии, которая занимается красотой и искусством.

Эстетика – теория чувственного познания мира, низший род познания. Высший – истина.

Области: эстетическая и художественная.

Эстетика – область изучения выразительных форм любой сферы эстетической деятельности, данных как самостоятельная и непосредственная чувственно воспринимаемая ценность.

Эстетическое сознание – ценностное сознание- важнейший момент. Возникает между субъектом и объектом как ценность.

Под эстетическим понятием может быть все что угодно: человек, природа, то что связано с искусством.

Специфика эстетического отношения:

-непосредственный чувственный контакт с предметом.

-эмоциональный характер эстетического отношения.

-носитель эстетического-образ

-особый, неутелитарный характер отношения к действительности.

-важнейшее качество – эстетическое способно давать человеку ощущение радости, счастья

-искусство способно превращать плохое в хорошее, примиряет человека с миром, искусство отмирает с распространением научного познания

-объект эстетического отношения соотносится с идеалом.

Эстетическое способно давать чел-ку чувство счастья, радости, катарсиса(очищение), т.е. через иск-во можно передать чувства. Иск-во способно превращать плохое в хорошее, трагич в комич.

Целостному чел необходима и наука и иск-во

Искусство: образное освоение мира, обобщенное изображение свойств предмета, образ - эмоционально насыщен, в образе общее и существенное отражается через конкретное чувство, содержание и форма находятся в неразрывном единстве, идеал – субъективное и объективное свиты, нет прогресса, преодолевает терронию здравого смысла

Наука: понятивное освоение мира, понятие – обобщенное отражение предмета через обстрактирование, понятие эмоционально нейтральное, важнее содержание сущность, стремление к идеалу – объективности, есть прогресс

И наука и искусство – понятия дополняющие друг друга. Они возникают из общей исходной формы мифа.

Искусство подавляет терронию логики.

 

2. Миф – исходная синкретическая форма мировоззрения. Миф и искусство.

И наука и искусство – понятия дополняющие друг друга. Они возникают из общей исходной формы мифа. Миф – первоночальная синкретическая форма знания.

Все области знания возникают из мифологии. Отношение к мифу – образной формы и эмоциональной формы.

«Все во мне и я во всем». В мире все во все может превращатся, не действуют правила логики, возможность чуда.

В мифе человек не отделяет себя от природы.

Миф – бессознательно художественное отражение действительности. Миф – коллективное авторство. Еще нет разделения на автора и исполнителя, дистанции между художником и публикой.

Родство мифов и иск-ва: 1 и там и там чел-к противопоставляет себя природе (чел-к и природа - едины), нет четкого разделения на объекты; 2 все возможно – расширение границ действительности; 3 худ приемы одинаковы

Приемы используемые в создании мифов, образов и в иск-ве: метафора (надежда – окрыляет, остолбенеть от страха) – перенесение свойств  одного предмета на другой, олицетворение, гипербола преувеличение, метонимия (переименование(«дорогие мои!»)), аксюморон (сочетание в одном выраж не сочет понятий) – сочетание противоположных по значению слов.

Сказки – вымысел. В свои мифы мы верим безоговорочно, а в чужой нет, мы его воспринимаем как сказку (вымысел).

 

3.Возникновение искусства. Основная концепция возникновения искусства.

Теория возникновения иск-ва:

-искусство понимается как некий божественный дар, чудо.

-теория познавательной природы искусства, возникновение иск-ва из подражания природе- мимесис.(Аристотель, Платон)

-теория биологичного происхождения эстетического чувства, возникла из теории Дарвина.

-теория возникновения иск-ва из труда (марксизм).Главный теоретик Плеханов.

Сходство труда и иск-ва:1 иск-во из труда получает свои орудия и материалы; 2 трудовой прогресс

развивает руки; 3 Сюжеты первобытной культуры связаны с трудовой деятельностью; 4 человек в труде осознает себя творцом.

-теория возникновения иск-ва из игры. Гросс, Бюхер, Шиллер, Хейзинга – «Homo Ludens»(человек играющий - книга), и в иск-ве и в игре есть определенные соотношения правды и вымысла. Игра – творческая, свободная деятельность. Биологическая сущность игры – обработка навыков.

-Фрейдийское происхождения иск-ва приятное и привлекательное. Эрос.

-теория возникновения иск-ва из магии. Сторонники Марр и  Иоффе. Искусство произошло из «трудомагического действия».

4. Эстетическое сознание античности.

Античное иск-во характериз понятием «Калокагатия» – добро и красота – единство человека внутреннего и внешнего.

-Разделение умственного и физического труда. Досуг задает свободу иск-ву. Высокий досуг – то, что должны заполнить науки и искусства.

-Искусство играет компенсаторную роль (зрелищность, массовость. Театр, гладиаторские бои)

-Давала всплеск эмоциям, энергии, который может стать, который может стать разрушительным государству.

-Искусство имело воспитательное значение.

-Др. Греция соц. разделила общество, имущество и искусство  в статусном оформлении бытия.

-Греция – государство с  зарождающейся  социальностью.

Эстетики как науки еще не было, искусство еще не я влялось автономным, оно еще подчинено утелитарной области, оно является ремеслом (утилитарной деятельностью).

Художник = ремесленник.

Более почетно быть любителем и ценителем, чем соэдателем.

Все высокое должно быть свободно от материальной выгоды.

Искусству надо обучать но не слишком хорошо.

Иск-во не осознаются как творчество, а трактуется как мания, одержимость музами.

Греческое иск-во не было психологичным, изображались поступки, вечно прекрасное, статичное тело. Прекрасное – сумма прекрасных частей.

Агон – соревнования, состязания.

Агональный человек – человек, который хотел быть первым, победителем. Проводились соревнования художников, музыкантов. Это отражают мифы (смертный бросает вызов Богу)

Мышление – подражание. Иск-во рождается из подражания природе. Идеал искусства – изобразить так, чтобы подменять собой.

 

5. Пифагор о музыке, душе, гармонии.

ПИФАГОР  - древнегреческий мыслитель и политический деятель.

Сам Пифагор ничего не писал = тсутствие письменной фиксации пифагорова учения. С достаточной долей уверенности можно говорить о:

1 о космологических воззрениях Пифагора (зарождение мира путем взаимодействия двух начал, предела и беспредельного); 2 о его учении о душе (бессмертие души, трактовка ее сущности как гармонии, переселение душ в новые тела после смерти, т.н. «метемпсихоз») и связанные с этим культовые запреты на принесение в жертву животных и воздержание от животной пищи вообще.3 В математике Пифагор создал теорию пропорций, доказал знаменитую теорему о сумме квадратов катетов треугольника («теорему Пифагора»); 4 развил теорию четных и нечетных чисел, и в целом стал основоположником теоретической арифметики; 5развил теорию пропорций, нашел численное выражение для гармоничных интервалов (кварты, квинты и октавы).

Пифагоризм предполагает существование десяти "принципов", порождающих космос: конечность и бесконечность, единство и множество, неподвижность и движение, свет и тьма, добро и зло и др. Первые из них положительные, вторые - отрицательные. Космос (понятие, введенное пифагорейцами) - это гармония, тетрактис, совершенство, порядок, мера. Вселенная, созданная числом и противоположными принципами (конечность - бесконечность), ведет себя логически, соразмерно необходимости и меры.

Особое место в доктрине пифагоризма занимало учение о душе и должном поведении человека. Пифагор выделял три составные части человеческой души : суждение (nous), разум (phrenes) и пристрастия (thymos). Душа есть единство этих трех составляющих, функциональная гармония, сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. Пифагор был последовательным адептом учения о метемпсихозе, считал, что после смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний. Пифагорейцы видели души везде, им казалось, что даже воздух вокруг полон душ, которые шлют людям сны, болезни или здоровье.

В "правилах" воспитания, основанных на идее о бессмертии души, обязательными были: преклонение перед богами, почитание родителей, воспитание дружбы, смелости, уважения к старшим.

Бытие воспринимается как конкретный музыкальный часовой космос, т.е. мир приведен в порядок. Ввел понятие «музыка небесных сфер», т.е. используемая музыка подражает на микроуровне «музык небесн сфер», тем самым доставляя удовольствие людям

В основе мира – числа. Все исчислимо, числа имеют самостоятельную сущность. Материальный аналог числа – звук. Космос – звучащее, музыкальное произведение.

Любимая пропорция – золотое сечение

Архитектура, застывшая музыка.

Человек напрямую связан с космосом. Душа чел-ка тоже число, у кот своя музыка. Если музыка чел-ка созвучна с музыкой космоса – человек здоров.

 

6. Эстетическое воззрение Платона. Место искусства в идеальном государстве.

Мир идей и мир вещей. Главное – идея, вещь – отражение, худшая копия идеи, тень. 

Искусство – подражание действительности. В своем происхождении связано с мимесисом (подражание действительности; здесь - природе), который сам является предметом подражания миру идей. Не только иск – во подражает людям, но и люди подражают иск-ву. (изображ то что видят). Отсюда необходимость строго регламентировать иск-ва, след мифы надо запретить, подвергнуть цензуре. Иск-во не должно вызывать чувства, тк душа состоит из 3х душ: Разумная душа; волевая душа (пылкое, яростное); чувственная душа.

Искусство – тень тени. Изобразительное искусство приносит только вред человеку. Человек – существо подражательное. Высшее искусство – словесное, араторское.

-«Бог причина не всего, а только блага»

-Нельзя изображать Богов, меняющие облик.

Цель искусства – воспитать воина, хорошего гражданина.

Большое значение придает гармонии. Мерна – самое важное.

Идеальное гос-во – иерархия 3-х сословий: правители-мудрецы; воины, чиновники; крестьяне, ремесленники.

Основная цель деятельности Платона - помочь людям разумно устроить их жизнь, дать им такие законы, внедрить в их сознание такую идеологию, которые стали бы основой гармонично развитого справедливого общества. Одна из фундаментальных работ Платона - "Государство" - начинается с постановки вопроса о справедливости. В политической и культурной жизни Греции роль искусства была настолько велика и очевидна, что на нем основывалась целая система воспитания господствующего класса античного общества.

Платон  не мог обойти вниманием вопрос о том, какое искусство, на какую часть общества, каким образом и с каким результатом действует, как формирует чувства и мысли людей, влияет на их нравственность, политическое сознание, поведение. Велика заслуга Платона и в том, что он одним из первых увидел в искусстве средство воспитания определенного типа человека. Современный тип не соответствовал идеалу Платона, и он в своих диалогах создал новое учение, где должен в "идеальном" государстве жить новый "идеальный" человек, воспитанный средствами "идеального" искусства.

Эстетическое учение Платона – искусство как средство воспитания и воздействия на общественно-политическую жизнь. Учение об эстетическом воспитании и оказывается центральным в его проекте идеального государства.

Философ считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное.

В диалоге "Гиппий Больший" Платон стремится найти то, что бывает прекрасным для всех и всегда. Прекрасное существует не в этом мире, а в мире идей. В здешнем же, доступном человеческому восприятию, царит многообразие, все изменчиво и преходяще. А прекрасное существует вечно, оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает, оно находится вне времени, вне пространства, ему чужды движения, изменения. Оно противостоит красоте чувственных вещей, следовательно, чувственные вещи не являются источником красоты. Из этого следует, что способ постижения прекрасного — не художественное творчество и не восприятие художественного произведения, а отвлеченное умозрение, созерцание через посредство разума.

Искусство является главным фактором в жизни общества "идеального" государства (формы которого разработал Платон) по двум причинам:

1. Искусство должно заполнить весь досуг свободнорожденных

2.Искусство, по Платону, должно, с одной стороны, сформировать душу каждого свободнорожденного определенным, предначертанным законодателем образом, сообщив им "благонастроенность"  и через ритм "приучив к такту"

 

7. Поэтика Аристотеля. (мимесис, катарсис)

Трактат «об искусстве поэзии»: видел смысл иск-ва в мимесисе (подражании действительности). Смысл художественного мимесиса видел в мастерстве художника. На что смотреть приятно, изображение того рассматриваем с удовольствием, а изображение отвратительного – это эстетика безобразного.

В «Поэтике» Аристотель дает определение трагедии (главное значение миместического иск-ва), которое на многие века становится не только фундаментальным определением жанра, но и основой определения самой категории трагического.

Трагедия – воплощение катарсиса. КАТАРСИС — буквально очищение, или освобождение. Катарсис – очищение души посредством сострадания и страха от подобных аффектов. Аристотель употребляет этот термин для того, чтобы описать воздействие на нас великих драматических произведений. Когда мы смотрим пьесу, события которой порождают в нас страх и сострадание, он полагал, что мы освобождаемся от этих эмоций, и таким образом мы уходим из театра освобожденными и очищенными.

Трагедия изображает страшные события, как судьба издевается над человечеством. Когда человек становится зрителем трагедии, он испытывает сострадание и срах. Изгнав это, он очищается. Только искусство может превращать негативное в позитивное.Катарсис – функция трагедии, путем очищения достигнуть покоя и гармонии. А так как в каждом человеке есть дикое, животное начало, которое надо вызвать иск-вом трагедии и изжечь его через него. Только иск-во превращает негативное в позитивное.

 

8. Платон и Аристотель о сущности и задачах искусства.

Аристотель вступил в спор с Платоном, который утверждал: поэзия уводит нас от истины и дезорганизует душу. Аристотель наметил опровер­жение обоих.

Рассмотрим аргумент, согласно которо­му искусство вводит нас в заблуждение, предлагая нам лишь не­точные копии мира чувств, которые сами есть не более чем приблизительные копии или воплощения идеальных образцов красоты, блага и справедливости, называемые Платоном «фор­мами» или «идеями». Истинная или идеальная справедливость никогда не может быть достигнута живущим че­ловеком. Что же делает поэт, кроме как вызывает в моем воображении заведомо неточную имитацию заведомо несовер­шенного характера. Точно так же можно пытаться стать специалистом по кожаным изделиям, глядя на фотографию кожезаменителя.

Аристотель опровергает. Платон прав, утверждая, что мы должны заниматься поисками неизменных универсальных форм справедливости, красоты и блага, но он ошибается, предпо­лагая, что искусство дает нам лишь несовершенные копии част­ных примеров этих универсальных форм. Великие представители искусства могут с помощью своего таланта выявить через искус­ство то универсальное, что лежит в единичном, и представить его нам таким образом, что мы сможем получить большее знание, чем каким-либо другим путем.

Разумеется, спор между Платоном и Аристотелем частично вызван несогласием по поводу искусства, но при более глубоком рассмотрении явным разногласием в области метафизики. Платон полагал, что существует реальность, которая превосходит видимость чувств и мир про­странства, времени и физических вещей. Истинное значение было для него, следовательно, рациональным пониманием этой транс­цендентной сферы универсальных форм. Аристотель, напротив, считал, что универсальные формы полностью воплощены в единичных вещах мира пространства и времени. Рациональное знание, таким образом, состоит в понимании этих форм, и Платон был, разумеется, прав в том, что мы должны постигать изменяющуюся единичность того или иного момента или события, чтобы достигнуть универсальных истин. Но поскольку универсалии воплощены в единичности — кругообразность обнаруживается в реальных круглых вещах, истинная рациональность в настоящих, рациональных созданиях, истинная красота в произведениях искусства, то наше внимание должно быть сфокусировано на этих отдельных примерах вместо того, чтобы полностью уходить от них к независимой области форм.

Ответ Аристотеля на второе обвинение Платона основывается не столько на метафизике, сколько на психологии. Платон опа­сался, что трагедия может возбудить в аудитории неконтроли­руемые страсти и тем самым нарушить надлежащую гармонию души. Это может ослабить влияние рациональных сил личнос­ти и высвободить эротический и агрессивный элементы, кото­рые разрушительны и обманчивы. Аристотель же доказывал, что следует поступить как раз наоборот. Раз эти вредные страс­ти существуют, то гораздо лучше освободить их в контролируемой драматической постановке, чем загонять их внутрь. В искусстве мы испытываем эти ужасные чувства опосредованно, через иден­тификацию себя с героем пьесы. Когда они страдают, ликуют, любят, ненавидят, сердятся и печалятся, мы, зрители, делаем то же самое. Когда пьеса оканчивается, мы избавляемся от сдержи­ваемых страстей, не выражая их в тех ужасных делах, которые изображались на сцене. Мы покидаем театр спокойными, а не возбужденными.

 

9.Эстетическое сознание средних веков.

с 5 по 14 век

В этот период на историческую арену вышли многие народы

Обращает внимание, что иск-во феодализма приобретает широкую социальную направленность.

В силу большого влияния церкви Средневековье несет отпечаток религиозной направленности.

Но также часто в иск-ве решались вопросы гуманизма

В 5 и 6 веках церковь и христианская идеология начинают использовать классическое искусство в своих целях.

Постепенно реабилитируя античную культуру средневековая мысль создает собственную.

Определение красоты Цицероном приобрело широкую известность в средние века. Многие отцы церкви определяли ее, следуя за Цицероном.

Религия монотеизма и откровения. Культура ориентирована на воспроизведение прошлого. Развиваются ценности противоположные античности. Основная ориентация сменяется с интровертной на экстровертную (от телесного к духовному, внутреннему) Главное искусство – проповедь.

Телесное отходит на задний план и отвергается. Тело – «Темница духа», «Клетка души», тело подвергается унижению, оно греховно, склоняет человека ко злу, ценна только душа.

Новое направление в искусстве: изображение обнаженного человека. Нагота – проявление слабости, беспомощности, бедности.

В изобраз иску-ве 2 направления:

-лицо – показатель духовности

-малые лики – руки – показатель жизненного пути.

Разрушается иедал калокогатии (душа и тело на контрасте)

Парадокс аскетической эстетики – отказ от наслаждения, добровольные страдания

Новая задача иск-ва:

Через конечные несовершенные формы выразить бесконечные. Т.е. бесконечные несовершенные формы выразить бесконечно превосходящие духовное содержание.

Подавление телесного. Отказ от удовольствия. Воля к страданию – оно благотворно, когда страдает тело, очищается душа.

Иск-во пропагандировало воздание в потустороннем мире.

Вопрос средневековой эстетики: не вподаем ли мы в грех, наслаждаясь иск-вом? Является ли красота соблазном?

Иконоборчество (не сотвори себе кумира) – добровольный отказ от икон.

 

10. Искусство и религия в средневековой культуре. Синтез иск-в в храмовом действие.

Телесное отходит на задний план и отвергается. Тело – «Темница духа», «Клетка души», тело подвергается унижению, оно греховно, склоняет человека ко злу, ценна только душа.

Новое направление в искусстве: изображение обнаженного человека. Нагота – проявление слабости, беспомощности, бедности.

В изобраз иску-ве 2 направления:

-лицо – показатель духовности

-малые лики – руки – показатель жизненного пути.

Новая задача иск-ва: через конечные несовершенные формы выразить бесконечные. Т.е. бесконечные несовершенные формы выразить бесконечно превосходящие духовное содержание.

Подавление телесного. Отказ от удовольствия. Воля к страданию – оно благотворно, когда страдает тело, очищается душа.

Вопрос средневековой эстетики: не вподаем ли мы в грех, наслаждаясь иск-вом? Является ли красота соблазном?

Концепция худож творчества: иск-во как подражание действительности.

Возникли иконоборческие тенденции. Первое иконоборчество возникло в 6 в нэ и было запрещено изображения святых в храмах. (до некоторого времени)

Бога нельзя изобразить материально. Иконоборцы опирались на 1-ую заповедь: «Не сотвори себе кумира». Нельзя сотворить Бога в материальном изображении. Изображения нужны людям, они заменяют некий образ.

Религия монотеизма и откровения. Культура ориентирована на воспроизведение прошлого.

Источник сверхличного идеала – откровение.

Приравняли изображение Бога к священному писанию. Творчество носит коллективный характер.

Функция иконописи – донести информацию из прошлого с наименьшем искажением.

Лука – первый художник. Но искусство анонимно.

Средневековое искусство – новое, без исторического прошлого.

Зрелищные виды искусства – идолопоклонство, язычество, сдадострастие.

Обесценивается ораторское искусство.

Исихазм – молчалничество (о самом важном нужно молчать, Бог невыразим)

Осн чертами Среднев иск-ва Йохан Хойзиген считал: внимание к детали при сохранении общей композиции единства; Символизм. Символ – знак договора, намек на утраченное единство. Символ – образ в его знаковом аспекте, это изображ, которое отсылает нас к отличному от своего изображения.

Бог запечатлел себя в своих творениях. Созданный Богом мир многообразен. Стремясь к божественному единству, он приобретает гармонию. Гармония в физических предметах прекрасна, ибо она является высшей степенью богоподобного единства.

   Первые церкви – катакомбные церкви. Скромный внешний облик и богатство убранства. Синтез искусств на основе храма и богослужения.

Средствами искусства создавалось материальное тело веры.

Готический Храм построен для того, чтобы преломлять свет в отверстиях в стенах.

Храм был насыщен числовой символикой (которая идет Августина Блаженного): 3-троица, троебожие; 3,9,33-божественная комедия; 4 – число пророков, евангелистов, стороны света, стихии, человеческое число.; 7 – проникновение духа в материю (3+4), таинства, смертные грехи; 12 – число апостолов (3х4)

 

11. Средневековая концепция художественного творчества. Роль канона.

В силу большого влияния церкви Средневековье несет отпечаток религиозной направленности.

Боготворенное творчество средневековья – это скорее запись сверхличного содержания. Иск-во – транслятор святых. Икона может быть чудотворной.

Приравняли изображение Бога к священному писанию. Творчество носит коллективный характер.

Новое направление в искусстве: изображение обнаженного человека. Нагота – проявление слабости, беспомощности, бедности.

В изобраз иску-ве 2 направления:

-лицо – показатель духовности

-малые лики – руки – показатель жизненного пути.

Новая задача иск-ва: через конечные несовершенные формы выразить бесконечные. Т.е. бесконечные несовершенные формы выразить бесконечно превосходящие духовное содержание.

Подавление телесного. Отказ от удовольствия.

Воля к страданию – оно благотворно, когда страдает тело, очищается душа.

Вопрос средневековой эстетики: не вподаем ли мы в грех, наслаждаясь иск-вом? Является ли красота соблазном?

Концепция худож творчества: иск-во как подражание действительности.

Осн чертами Среднев иск-ва Йохан Хойзиген считал: 1 внимание к детали при сохранении общей композиции единства; 2 Символизм. Символ – знак договора, намек на утраченное единство. Символ – образ в его знаковом аспекте, это изображ, которое отсылает нас к отличному от своего изображения.

Мышление символами. Самые существенные принципы христианства обозначались через целую систему символов. Огромным хранилищем символов виделась природа. Символичны были минералы, животные, растения. Особое место – символика чисел – стала важнейшим принципом арх-ры. Красоту выводили из пропорциональности и из гармонии.

Особое соотношение Ветхового и Нового Завета. Дерево Ветхого Завета – под которым совершалось грехопадение. Новый Завет – искупление греха. Ева = Дева Мария.

В эстетике средневековья большое значение имел свет. Хорошо известно пристрастие к ярким цветам. Красота воспринималась как свет, который явл. знаком благородства. Идеалом был святой, т.к. это существо из света. Проявление красоты как света – привлекательность ярких красок и блеск (это становится частью философского значения).

3 эстетические ф-ции света: очаровывают чувства, формирует, приводит в порядок и создает вселенную живых существ, облегчает познание.

Пурпурный – цвет божественного и императорского достоинства; Красный – огонь; Зеленый – юность, цветение; Черный – смерть.

Наряду с символом в средневековье имеет большое значение КАНОН. – это регулятор духовной жизни средневекового общества. Он играл важную роль в арх-ре религиозных сооружений.

 

12. Средневековая философия о природе прекрасного. (Августин, Фома Аквинский) Средневековую концепцию блаженства разработал:

Августин Блаженный – сформулировал важнейшие проблемы средневековой эстетики. Красота объективна. Вещи нравятся нам, потому что они прекрасны. «Красота – пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски.»

Красота – понятие включающее 3 кач: целостность, пропорциональность, яркость. И там где мыслители находили эти качества, там и находили красоту.

Позаимствовав определение красоты у античных мыслителей, средневековые филисофы по-новому ее применили. Они утверждали, что гармония,которой восхищаются люди, вовсе не является характеристикой  самих вещей, а представляет собой отражение их божественного происхождения.

3 типа отношения к миру:

1. Когда человек отвергает мир (манихейство). Мир создан дьяволом. Бог создал только души и ангелов. Мир скверен, соблазен, он должен умиреть.

2. Человек радуется миру, наслаждается его красотой ради него самого.

3. Человек принимает мир, видит его красоту, и от красоты творения перходит к красоте творца. От конечной красоты вещей, выходит к бесконечной красоте их создателя. (правелен по Августину)

Самая безгрешная красота – красота музыки.

Красоту выводили из пропорциональности и из гармонии.

Фома Аквинский 13 в. Современник готики.

Сущность прекрасного:

Consonantia – созвучие; itntegritas – целостность; clanitas – ясность, свет. «Сумма теологии»

Красота – то, что приносит удовольствие при чувственном созерцании. Совершенство красоты раскрывается чувством совместно с интеллектом и существует благодаря совершению.

Отказ от вселенского тотального символизма. Красота - наслаждение миром, спокойствие порядка.

«Свободная радость созерцания от чувственного вожделении

 

13. Место комического в средневековой культуре. Эстетика карнавала.

Смех – греховное состояние (бесовское). Официальная культура – строгая, трагичная. Комическое не имеет места в официальной культуре.

Праздники: масленица, святки.

Карнавал придумал М.М.Бахтин. «Карнавал» - «прщание с мясом» – период перед постом. Карнавальная одежда – гипертрофия плотского начала. Разрешалось святотатство, кощунство, чернословие.

Травистия – передевание.

Смех над смертью, чтобы преодалеть страх. Смерть – обязательный персонаж карнавала. (толстуха). Дакумакабр – песня смерти. Кострама – оживший покойник.

В противоположность праздникам карнавал отменял иерархические отношения, нормы, запреты – все равны.

Характерная особенность смеха – его направленность на самого смеющегося. Смеются над собой, своими неудачами.

КАРНАВАЛ - культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим "типом образности" (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. в культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса" (первый вариант рукописи был завершен в 1940; первое издание - Москва, 1965; переведена на многие языки). Отказавшись от традиционалистских описаний социального фона эпохи Возрождения и от рассмотрения передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Бахтину удалось понять и разгадать (в контексте реконструкции, по мысли академика АН СССР М.П.Алексеева, "народно-фольклорной традиции средневековья") ряд особенностей изучаемого произведения, давно казавшихся исследователям очень странными. Присущее "Гаргантюа и Пантагрюэлю" парадоксальное сочетание многочисленных "ученых" образов и простонародной (а часто и непристойной) комики Бахтин объяснил значимым воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья, возникшей в гораздо более ранний период, но достигшей своего полного расцвета к 16 в. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной К. и другим народным праздникам того времени. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность (т.е. - в данном случае - восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению), неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" и т.д. Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на латинском и на народных языках. Эти произведения как устные, так и письменные, пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение ("Вечерня Киприана", многочисленные пародийные проповеди, литургии, молитвы, псалмы и т.д.). Веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые - вместе с другими "жанрами" уличной рекламы ("крики Парижа", крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей) - обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры. По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода "энциклопедию" средневекового смеха. Причем, с … Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz