1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

История социальной психологии как научной дисциплины — относительно молодая отрасль знания. Дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем.

При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии. Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить весьма трудно.

Предмет и задачи социальной психологии. Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы).

2) Социальная психология изучает механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии -> главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида).

 3) Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие

4) Предметом социальной психологии является характеристика группы или общностей, как целостных образований. Социальная психология в системе других наук Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии. Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию  интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.

Задачи социальной психологии включают в себя изучение проблем общества, пути их решения, а также методологию исследований социальных процессов.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности:
- поведения человека в социальной организации;
- взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
- развития нравственно-психологического климата в коллективе

История становления и  развития  социально-психологических идей. 
      Истоки  социально-психологических  идей  в  античной  философии  и   в социально-философской    мысли    нового    времени.    Первые    социально- психологические  теории  и  отражение   в   них   общего   уровня   развития
психологической науки.
      Описательный этап возникновения социально-психологического  знания  (6в.  до  н.  э.-  середина  ХIХ  века):  1  период   (античный):   а)   линия социоцентризма  Платона  (коллективистская  концепция  –  социум  стоит  над индивидом, диктует ему линию поведения); б)  линия  эгоцентризма  Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные  проблемы,  нужно  идтиот  интересов  индивида  к  массе);  2  период   (средние   века   и   эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия    (Т.Гобсс-«естественное  право человека» имеет примат над обществом  и  государством;  А.Смит  –  движущими силами общественной жизни является  стремление  индивидов  к  удовлетворению собственных  интересов,  а   общество   это   зеркало   для   индивидуальной самооценки);  б)  социоцентристская  линия   (Дж.Вико,  Прудон,  Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда  формирует  личность,  ее характер, потребности, межличностные отношения).
      Этап    относительно    самостоятельного    становления     социально- психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ  века):  «Психология народов»  (М.Лацарус,  Г.Штейнталь)  –  главная  сила  истории  народ,  «дух целого», душа  индивида  это  часть  народной  души.  Развитие  этой  теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология  масс»  (Г.Лебон,  С.Сигеле)  –  основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в  массе  (в толпе)  обезличен,  чувства   преобладают,   интеллект   и   ответственность утрачиваются, массе нужен  вождь  поскольку  она  хаотична,  неупорядочена); «Теория  инстинктов  социального  поведения»   (У.Мак-  Дауголл)  –  «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и  эмоции  людей  (борьбы-страх, бегства-самосохранение,     воспроизведения     рода-ревность,      робость, приобретения-чувство  собственности,  стадности-чувство   принадлежности   и т.д.).
      Общественные  и  научные  (создание  методологических,  в  том   числе философских   основ)   предпосылки   выделения   социальной   психологии   в самостоятельную  научную  дисциплину.   Развитие  социальной  психологии   и появление ее  новых  отраслей  знания  в  ХХ  веке.  Этап  экспериментально- теоретического  развития  социальной  психологии  в  ХХ  веке:  
1  период  – господство  эксперимента  в  социальной  психологии  (20-е  –  40-е   годы), прагматическое, прикладное  направление  в  социальной  психологии  (В.Меде, Ф.Олпорт) о влиянии  группы  на  поведение  индивида.  Переход  к  выявлению закономерностей    социально-психологических     процессов.     Бихевиоризм,
психоанализ   и   гештальт-психология   о   детерминированности    поведения стимулами, бессознательным  и  целостными  структурами  психики.    Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский  о  «массовой  психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов  об  общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о  детерминированности  психики человека  социальной   средой.   Рефлексология   В.М.Бехтерева,   М.В.Ланге, В.Н.Мясищева   о   проявлении   в   поведении    людей    сознательного    и бессознательного, о взаимосвязи  личности  и  коллектива.   Л.С.Выготский  о культурно-исторической   обусловленности    общественной    психологии,    о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев  о  единстве сознания и деятельности.  Возникновение  и  развитие  возрастной  психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).
      2 период – развитие  теоретического  и  экспериментального  социально-психологического  знания  (с  50-х  годов  ХХ  века  по  настоящее   время): необихевиористское,           когнитивистское,           психоаналитическое, интеракционистское,  культурологическое  и   отечественное   направления   в развитии социальной психологии.
      Необихевиористские  концепции:  1.  Теория   агрессии   и   подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности  поступков  и поведения, о  промежуточных  переменных  между  стимулами  и  реакциями;  2. Теории  диадического  взаимодействия:  а)  Теория  «взаимодействия  исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от  суммы  «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория  социального обмена  Г.Хоманса  о  зависимости  качества  взаимодействия  от  соотношения «вознаграждений»  (позитивных   подкреплений)   и   «издержек»   (негативных подкреплений).
      Когнитивистская  социальная   психология:   1.   Теории   когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х)  –  поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию  межличностных  отношений, отношений с миром («L» – «nL»,   «U»  –  «nU»);  б)  Теория  коммуникативных актов Т.Ньюкома –  у позитивно относящихся  в  диаде  друг  к  другу,  имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к  объекту  путем снятия    дисбаланса;   в)Теория     когнитивного диссонанса  Л.Фестингера  –  переживание  противоречия   между   знанием   и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий  к  действию; г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и  П.Танненбаума  об  изменении  отношений личности,  под  влиянием  потребности  установить  соответствие  когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;
 
Основные направления исследования  личности  в  социальной Психологии
Формирование личности через адаптацию  к  среде.  Законы  адаптации, уравновешивания  и  подкрепления.   Фрейдизм   и   неофрейдизм   о   примате биологического  над  социальным   (личность   –   средоточие,   совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты  от  социального через  полубессознательное).  Э.Фромм  о   наличии   врожденных   социальныхинстинктов (продолжение рода,  чувства  опасности,  страха,  накопительства,обретения).
      Диалектико-материалистическое направление.
      Личность - продукт социальной  среды,  развития  системы  общественныхотношений. Учение И.П.Павлова о регуляции  высшей  нервной  деятельности,  ороли   второсигнальной   (социальной)   системы   (речь,    язык).    Теория опосредования  высших  психических  свойств  деятельностью  людей   (принцип единства сознания и деятельности).
        Категория  личности  в  социологии  (личность-продукт   общественных отношений, представитель определенной  социальной  группы)   и  общественной психологии (личность как субъект деятельности,  как  совокупность  социально
-значимых  черт.  Структура  личности  (по   Платонову):   1.   Биологически обусловленная подструктура  (темперамент,  половые,  возрастные,  в  т.ч.  и патологические свойства психики); 2. Психологическая  подструктура  (память, мышление, эмоции,  ощущения,  чувства,  воля);  3.Подструктура  социального опыта (знания, навыки, умения,  привычки);  4.  Подструктура  направленности личности  (влечения,  желания,  интересы,  склонности,  идеалы,   убеждения, индивидуальная  картина  мира).  А.Н.Леонтьев  о  личности  как  условии   и продукте деятельности,  о  зависимости  иерархии  деятельности  от  иерархии мотивов,  о  личности  в  деятельности  и  как  объекте,  и  как   субъекте. Л.С.Выготский  об  обусловленности  психики  человека  социо  –  культурными факторами.
        Понятие личности в отечественной социальной психологии.  Личность  и общество. Личность и  группа.  Б.Д.Парыгин  о  единстве  социологического  и общепсихологического  подходов  при  определении   социально-психологических черт  и  качеств  личности.   Отличие   социально-психологического   подхода (формирование  личности  в  микросреде)  от  социологического  (формирование личности  в  макросреде).  Отличие  социально-психологического  подхода   от общепсихологического  (анализ  всего   комплекса   социальной   детерминации формирования личности, выявление закономерностей  поведения  и  деятельности личности, включенной в определенную группу).
      Социально-психологическая структура личности и ее  уровни  (социально-психологические  способности  общения;  социально-психологические   качества социального поведения; качества  социально-психологического  взаимодействия;
социально-психологические  свойства,   связанные   с   психикой   личности). Социально-психологическая  характеристика  структурных  элементов  личности. Типология   личностных   противоречий.   Сознательное,   бессознательное   и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.
      Основные  социально-психологические  проблемы   личности:   лидерства, мотивации в  групповой  деятельности,  аттракции,  социализации,  социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности.
      Практическое значение изучения социально-психологической  проблематики
личности на современном этапе развития общества.
      Основные  категории:  адаптация,  личность,   формирование   личности, структура личности, социально-культурные факторы,  социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

3. ЛИЧНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1 Биологизаторская – по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли. 

2 Социологизаторская – личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3 Психоаналитическая теория Фрейда – личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) “Ид” (“оно”) – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) “Эго” (“Я”) – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4 Идоническая теория Г. Юнга – личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

“становление личности”

 (путь от рождения до формирования личности).

Первый этап – человек, второй этап – индивид, третий этап – индивидуальность, и , наконец,

четвертый этап – личность. 

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

факторы развития личности

(потребность и является социальным опытом):

1 Биологическая наследственность – она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

2 Физическое окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

3Культура общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

4 Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

5 Индивидуальный опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

3 вида личности.

Физическая личность – это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором все и держится.

Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам.

Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания

даже лучшим примером.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер.

Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека

приобретать доминирующее значение.

4. ПОНЯТИЕ РОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ВИДЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Рольнабор представлений о правилах поведения, соответствующих тому положению, которое занимает человек.

Виды:

Конвенциональные (соглашение). О которых люди договорились.

Прописанные, закреплены в культуре, наследственные.

Гендерные (социальный пол человека) набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.Зависят от культуры и эпохи

Семейные (отец, мать, ребенок)

Начальник-подчиненный

Учитель-ученик

Межличностные (человек в структуре личностей и связей-лидер, ведомый, «серый кардинал»

Роль ребенка (кумир, золушка, гадкий утенок, манипулятор, младший/старший ребенок)

Сценарные роли-те, что человек сам себе пишет или за него пиш (программа, сценарии прописанные родителями (не состоялись в какой-то области, боязнь/готовность к провалу)

Некоторые аспекты ролей являются обязательными. Студент, например, должен хотя бы появляться на экзаменах, писать курсовики и получить хотя бы минимальное количество оценок.

Влияние ролей велико. У нас есть тенденция вживаться в свои роли. При первой встрече с людьми или на новой работе мы можем весьма неловко играть свою роль. По мере привыкания к роли это чувство исчезает. То, что вызывало затруднения, теперь выглядит как нечто совершенно естественное.

Исполнение тех или иных ролей может оказывать также и положительное воздействие. В том случае, когда кто-либо сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чьи роли отличаются от его собственной.

Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями — родитель и ребенок, муж и жена, преподаватель и студент, доктор и пациент, работодатель и работник, полицейский и гражданин. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей(попробовать поменяться с собеседником ролями и начать играть его роль, отстаивать его интересы. В итоге может прийти понимание точки зрения этого человека, даже если изначально ты был с ним не согласен. Это делают обычно для того, чтобы попробовать разрешить спор, например, в какой-ниб организации по какому-либо вопросу, прийдя в итоге к единому мнению). Проблема большинства человеческих разговоров и споров состоит в том, отмечает Ларошфуко, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника.

Нормы и роли меняются в зависимости от культуры и эпохи.

Систему взаимосвязей, которая складывается в группе, отражают статусно-ролевые отношения. Статус человека проявляется в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль-это социально-психологический феномен, связанный с вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими психологическими возможностями. Она является связующим звеном м-ду социальными явлениями и психологическими особенностями человека.

Без понимания своих основных функций очень трудно справиться с ролью.

   Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. В начале нужно определить какую роль тебе нужно играть и насколько ты отвечаешь ролевому ожиданию. После того как человек понял свою роль, он должен принять ее или отклонить как несоответствующую его индивидуально психическим особенностям. Принятие роли сопровождается процессом освоения новых функций, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли –очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. В этот момент человеку необходимы знания о себе, знание своего психологического портрета, умение использовать свои плюсы и нейтролизовать минусы.

Следующий этап в системе ролевого поведения — исполнение роли. Оно включает поведение человека, исполняющего роль, и оценку. Последняя производится как самим человеком, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение.


5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ (ТЕОРИЯ «ЧЕРТ» И ТЕОРИЯ «ТИПОВ» ЛИЧНОСТИ)

Теория черт

Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.

В своей теории черт личности Реймонд Кеттел стремился найти и наглядно показать каким образом личностные особенности взаимодействуют с социумом. Он старался предоставить нам максимально объемную картинку личности, охватив все ее компоненты: индивидуальные особенности, природная наследственность, влияние окружающей среды и социальное влияние.

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

  Фактор А: «замкнутость - общительность»

  Фактор В: интеллект

  Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

  Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

  Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»

  Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

  Фактор Н: «робость - смелость»

  Фактор I: «жесткость – чувствительность»

  Фактор L: «доверчивость - подозрительность»

  Фактор М: «практичность - мечтательность»

  Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»

  Фактор О: «спокойствие - тревожность»

  Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»

  Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»

  Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

  Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

  Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

Теория типа

Ганс Айзенк разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

В отличие от Кеттела, Ганс Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, точно так же, как и позже добавленный третий фактор, называемый психотизм – сила Сверх-Я, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел. 

6. Я-ОБРАЗ, Я-КОНЦЕПЦИЯ

        Образ (или, возможно, лучше сказать, представление о) Я; то Я, которым, как предполагает человек, он является. Многие модели невроза, особенно модель Карен Хорни, построены на часто наблюдаемых ситуациях, когда реальное Я человека довольно резко не соответствует его образу Я.

Образ «Я» – устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я – образ» - не статистическое, а динамическое образование личности индивида.

«Я – образ» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я», но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или «текущим Я» субъекта.

«Я – образ» - это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения «Я – образа» - фантастическое Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического «Я» свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого «Я – образа» важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его «фантастическим Я». Преобладание в структуре личности фантастических о себе, не сопровождающихся, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности «Я – образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы.

Я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
- когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
- эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;
- оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д

Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

        Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

         Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.[1] На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Развитие Я-концепции

  Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками,… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz