… находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.[6]

Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).[7]

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.[6]

7. САМООЦЕНКА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ.

Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности. самооценка = притязания / возможности

        Cамооценка - одно из базовых понятий в современной психологии. По сути дела, самооценка определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружающему миру, является важным фактором сознательной саморегуляции. Многие исследователи сходятся во мнении, что неадекватная или заниженная самооценка негативно влияет на социальное поведение человека и значительно снижает адаптацию к стрессам.

        Самооценка личности.

Самооценка личности — ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки — регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии — будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей.

Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.

 

Развитие самооценки проходит в 4 этапа:

1 этап - от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.
2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.
3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.
4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

9. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ВИДЫ ГРУПП

в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия "группа". С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено прежде всего в статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин "группа" употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний "конструируется" группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа – с другими показателями и т.п. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). С точки зрения социологического подхода, самое главное – отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности.

Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений.

К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, (Поршнев, 1966) было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования "мы" в отличие от другого образования – "они".

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как "общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия"

В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие, как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями.

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы. Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 11). Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии.

10. ФЕНОМЕН ВЛИЯНИЯ ГРУППЫ НА ЧЕЛОВЕКА: КОНФОРМИЗМ, ГРУППОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Влияние группы на личность:

конформизм - изменение поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы. 

-групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы

Факторы формирования конформного поведения:

 1. Прежде всего влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается. После 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне. У женщин конформизм выше, чем у мужчин, но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду стереотипно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. 2.Влияют характеристики самой проблемы, характеристики материала: чем сложнее материал, тем чаще проявляется конформность.

3. Влияет и размер группы. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.

4. Влияют взаимоотношения человека и группы. Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное. Человек следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов.

  На счет групповой поддержки  конкретно ничего не нашел, но я понимаю, что это входит в понятие "конформизма". Так, мнение группы, большинства влияет на принятие решений человека. Можно привести пример, который мы обсуждали на практике. Если при  обсуждении чего-либо в группе большинство высказывает какое-то мнение, то отдельный человек также будет склоняться к этому мнению, даже если оно абсурдно.

                                          11. СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНГИБИЦИЯ

          Эффект социальной фасилитации : эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Ингибиция социальная [лат. inhibere — сдерживать, останавливать] — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. противоположно фасилитации. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

значимость окружающих людей для человека;

степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

        Результаты экспериментов позволяют понять, почему хорошо известный в футболе эффект "своего поля" гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции. В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие. При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков.

12. ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

С одной стороны, психологически верно привлекать подчиненных к процессу принятия решения, так как человек охотнее делает то, на что он решился самостоятельно. Однако такое поведение всегда требует больших временных и собственно личностных затрат руководителя.

Известно, что для эффективного принятия решений в каждой конкретной проблемной ситуации необходим некий баланс ответственности между всеми уровнями групповой структуры. В противном случае возможно возникновение конфликта.

Виды принятия группового решения:

  • дискуссия (совещание);
  • групповое интервью;
  • метод «мозгового штурма».

Совещание — одна из самых дорогостоящих форм (совещаются руководители и специалисты), эта форма связана с большой потерей времени.

К преимуществам такого принятия решения можно отнести:

  • привлечение знаний и опыта, которыми отдельный человек не обладает;
  • группа более успешно избегает ошибок и неудач в работе;
  • психологически решение группы принимается более доброжелательно, чем индивида;
  • больше ответственность («сами решили — самим выполнять»);
  • «групповой эффект» — результат группы выше суммы вкладов индивидов, все участники совещания должны уметь говорить «Я».

Психологические проблемы группового мышления.

  • Иллюзия неуязвимости.
  • Ложная рациональность. Жертвы группового мышления не только склонны игнорировать предупреждения об опасности, но они склонны коллективно, рационально обосновывать свои поступки для преуменьшения значимости тревожных сигналов.
  • Групповая мораль. Жертвы группового мышления слепо верят в высшую справедливость целей своей группы, и эта вера заставляет их игнорировать этические или нравственные аспекты последствий принимаемых решений.
  • Стереотипы. Жертвы группового мышления придерживаются стереотипных взглядов на лидеров враждебных групп.
  • Давление. Жертвы группового мышления оказывают прямое давление на любого индивида, который выразит сомнения относительно какой-либо из групповых иллюзий или выдвинет аргументы в пользу курса действий, противоположного одобряемому курсу большинством группы.
  • Самоцензура. Жертвы группового мышления избегают отклонения от того, что можно назвать групповым консенсусом.
  • Единодушие. Жертвы группового мышления разделяют иллюзию единодушного принятия группой решения.

                                                   13. ОБЩЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Общение и коммуникации: различные подходы. Основные методы общения с людьми (по Д. Карнеги). Специфика делового общения. Психология выступления. Психологический контакт в общении. Некоторые правила делового этикета.

8.1.

Общение и коммуникации: различные подходы

Общение — взаимосвязь субъектов потребностью деятельности или личностной необходимостью. Это метод коммуникации, позволяющий решать задачи самоидентификации и социальной адаптации. Общение — это процесс, форма активности субъекта. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Чем выгодна жизнь в сообществе? Это совместная защита от врага и холода, добыча пищи, формирование коллективного опыта и передача его последующим поколениям.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных, устных) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима; качество голоса, паузы, смех, плач, темп речи; пространственные формы организации пространства; контакт глаз).

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В зависимости от отношения людей к ситуации и вида общения, существуют следующие типы взаимодействия:

кооперация;

конкуренция (конфликт).

Проблемы общения.

Формы выражения содержания на уровне межличностных отношений.

Проблема деятельности и общения:

принцип единства общения и деятельности;

общение как особый вид деятельности;

речевая деятельность.

Виды общения.

Эффективные виды общения:

понимающее общение — безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора, способствует установлению и развитию контакта;

рефлексивное общение — характерно для психолога («Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю»).

Неэффективные виды общения:

принижающее общение — ущемление прав партнера;

агрессивное общение — то общение, в процессе которого имеют место нападки на партнера;

защитно-агрессивное общение — агрессивное общение, вызванное другим партнером, ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей. Любая агрессия — это признак слабости, это форма, через которую человек защищается.

директивное общение (прямое, указывающее) — прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.

Существуют две стратегии психологического воздействия в общении.

Манипулирование.

Развитие, приобщение, привлечение.

Язык — система кодов для передачи информации и опыта. Основная характеристика — побуждение к активности. Передает информацию (язык животных, язык запахов, света, звука). Природный язык — крик.

8.2.

Основные методы общения с людьми (по Д. Карнеги)

Нужно иметь горячее страстное желание учиться и твердую решимость научиться обхождению с людьми!

Д. Карнеги

«Не плюй в колодец…».

Критиковать человека:

не имеет смысла, потому что критика заставляет его защищаться и, как правило, искать оправданий;

опасно, так как критика наносит удар его гордости, задевает чувство собственной значимости и обижает его.

Когда у нас появляется желание кого-то покритиковать или отчитать, давайте начинать с самих себя. Даже с точки зрения Вашего самолюбия это намного полезнее, чем попытка изменить других, и к тому же не так опасно.

Не сетуйте на соседа, что он не убрал снег со своей крыши, если Ваш собственный порог не очищен.

Конфуций

Критика — это опасная искра, которая может стать причиной взрыва на пороховом складе гордости.

Д. Карнеги

Величие великого человека состоит в том, как он обращается с маленькими людьми.

Т. Карлейль

Всякий думающий человек способен критиковать, осуждать и выражать недовольство. А вот чтобы проявлять понимание и снисхождение, личность должна быть с сильным характером, уметь владеть собой, уважать чужое мнение. Менеджеру необходимо научиться понимать, почему люди поступают так, а не иначе; это более полезное и интересное занятие, чем критика («Все понять — значит все простить»).

Секрет искусства обхождения с людьми.

Если хорошенько подумать, существует лишь один способ заставить кого-либо сделать что-либо — это заставить другого человека захотеть это сделать! Самый простой пример — Том Сойер, который организовал детей красить забор.

Можно заставить раба, можно принудить подчиненного угрозой увольнения, можно заставить ребенка ремнем, но все эти методы могут привести к нежелательным последствиям. Единственный эффективный способ заставить Вас сделать что-либо — дать Вам то, что Вы желаете.

Если человека просто учить чему-либо, он никогда этому не научится.

Б. Шоу

Чего хочется вам, а чего — собеседнику.

Когда Вы говорите, не имеет смысла говорить о том, что нравится вам, ведь все стремятся лишь к тому, чтобы достичь того, чего желают сами. Отсюда следует, что чтобы оказать влияние на другого человека, надо говорить ему то, что он хотел бы услышать, как он мог бы достичь желаемого.

8.3.

Специфика делового общения

Управленческое общение — деловое (деятельностное) общение, т.е. общение как вид деятельности.

Виды управленческого общения:

деловое совещание, конференция;

прием по личным вопросам и др.

Любое общение — это в той или иной форме управление людьми. Задача любого делового общения — достижение взаимопонимания и организация совместной работы.

Девять правил, соблюдение которых дает возможность воздействовать на людей, не оскорбляя их, не вызывая у них чувства обиды.

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Сначала поговорите о собственных ошибках, а уж потом критикуйте своего собеседника.

Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

Давайте людям возможность спасти свой престиж.

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую Вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что Вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что Вы предлагаете.

Стиль делового общения. Стиль — качественная характеристика процесса. Стиль — соответствие между целями и способами достижения цели. Этапы формирования стиля:

1) анализ ситуации;

2) адаптация;

3) оптимальный стиль деятельности.

Если нам необходимо приобрести друзей, давайте встречать людей с воодушевлением и радостью.

Самый верный путь к сердцу собеседника — это разговор с ним на тему, которую он знает лучше всего.

Т. Рузвельт

Спор — это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свою точку зрения. В основе спора лежат доказательство и опровержение. В структуре спора опровержение противостоит доказательству и связано с ним. Доказательство первого участника спора превращается в опровержение доказательства второго участника спора, и наоборот.

Структура доказательства:

1) тезис;

2) аргумент;

3) демонстрация;

4) фактический материал.

В споре характерны две группы приемов:

1) обращение к делу;

2) обращение к человеку.

Возможны некоторые уловки, которые могут запутать собеседника:

софизм (применение словесных ухищрений, вводящих в заблуждение);

парафраз (ведение спора, начиная с повторения сказанного собеседником, а затем, подстраиваясь к его словам, высказывая свое мнение).

Научные данные утверждают, что в 90% споры заканчиваются тем, что каждый участвующий в них убеждается в своей собственной правоте. При этом тратится масса времени и энергии, а результатом может явиться даже разрыв отношений.

Цивилизованно прекратить спор можно только тактом, дипломатией, доброжелательностью и искренним стремлением понять точку зрения собеседника.

Вы можете положить конец спору, признав, что можете ошибиться. Так Вы дадите вашему о… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz